СМЕНА КУЛЬТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ. ЭВОЛЮЦИЯ НА ВСЕХ УРОВНЯХ

Прежде всего отметим, что сфера управления делится на разные уровни. На нижнем существует управленческая культура отдельных коллективов и организаций. На среднем уровне – культурные практики, связанные с управлением процессов их взаимодействия. На высшем управленческом уровне идет управление макропроцессами (в экономике, социуме, культурной жизни), тут создаются условия (для чего точечно создаются институции, инфраструктурные проекты и базовые предприятия) для эффективной работы и жизнедеятельности различных коллективов, формулируются/отбираются мифологемы и культурные коды, определяющие направления их развития, обеспечивается безопасность всего культурного пространства взаимодействия некого множества экономических или социальных субъектов.

Каждый из этих уровней имеет свою специфику, размерность и фокусы внимания. Но, несмотря на это, есть и общие принципы, процедуры и протоколы, отражающие характеристики и культурные коды той фазы общественного развития, на которой в данный момент находится общество, которые отражаются на каждом из этих уровней. Например, процедура заключения договора, оговаривающая взаимоотношения нанимаемого и работодателя, при капиталистическом укладе организации жизни характерна и в отношении отдельного работника, нанимаемого предприятием, и для отношений заказчика и подрядчика во взаимодействии предприятий между собой, и в отношении сферы государственного управления. На более ранних этапах такое же значение, проходящее через разные уровни взаимодействия и процедуры соответствующего уровня управления, имело насильственное принуждение и так далее.

Точно так же и наступающая новая эпоха задает определенные особенности, отражающиеся в характерном для нее культурном коде и фиксируемые на разных уровнях управления. Прежде всего это касается роста субъектности и, как следствие этого, трансформации характера взаимоотношений в процессе управленческих процедур между отдельными игроками, а именно – роста равноправия и отношений партнерства, самоопределения в ролях участия разворачиваемой деятельности.

На нижнем уровне это выражается в ведении управленческих практик, уменьшающих уровень отчуждения. Это могут быть разные типы партнерств в производственных гибридах, процедуры, уменьшающие уровень отчуждения и усиливающие роль самоуправления внутри отдельных предприятий, делегирование полномочий вниз (когда процедуры и регламенты организации труда и распределения вознаграждения отдаются вниз на уровень отделов или когда происходит выделение их в отдельные организации), культура самоопределения самого сотрудника по отношению к его роли и места в трудовом процессе, культивируемая в «бирюзовых» организациях в противовес директивному указанию, доминировавшему в рамках индустриальной организации труда. Компетенции управленца на этом уровне требуют уметь работать с соответствующими процедурами, слышать сотрудников и организовывать соответствующую коммуникацию между ними, включая взаимопомощь. Возможности административных типов их мотивации резко падают и, соответственно, возрастает роль искусства работы с иными типами. Этот образ управленца резко контрастирует с управленцем функциональной системы управления, ориентированным на передачу распоряжения (или единоличное принятие решения) и директивное распределение функций между подчиненными, а также жесткий контроль за установленным им же регламентом работы.

На среднем уровне взаимодействия между отдельными коллективами и организациями отношения равноправия и партнерства принимают вид резкого роста кооперационных типов связности и соответствующих партнерств, а также образования общих экосистем. Для управленцев этого уровня важны компетенции запуска генезиса экосистем и их эволюции; способность работать над ростом зрелости сообществ; выстраивать их взаимодействие с функциональными системами, снимая возникающие между ними противоречия; катализировать разные типы кооперации и создавать на их базе новые производственные цепочки, выводя товары на новые возникающие рынки; способствовать появлению инициатив в области социального предпринимательства и соответствующих предприятий, а также их акселерации вплоть до масштабирования и образования соответствующих сетей. Взаимодействие предприятий необходимо строить на совместном согласовании (планировании), аналогичном форсайтам и другим формам сетевого стратегирования и операционного управления с целью получения общих дорожных карт, увязывающих траектории развития, взаимодействие и нарастающий импакт.

На высшем государственном уровне управления важно, также опираясь на форсайтные (или подобные им) технологии, проводить диалоговые практики по выявлению и всестороннему обсуждению масштабных проблем или открывающихся возможностей, опираясь на профессионалов профильных сообществ, делегированных их членами на основе сетевых форм демократии; создавать условия для запуска различных типов партнерств, на базе которых осуществлять программы развития (в том числе в области автоматизации производств и появлению сферы новых профессий), а также разворачивать работы необходимых общественных институций и инфраструктур (в том числе по поддержке социальной сферы и контроля безопасности граждан), запускать соответствующие проекты международного масштаба. Ключевыми компетенциями для управленца этого уровня становятся организация коммуникации с сообществами и их делегатами, в том числе на базе созданных для этих целей сетевых платформ или иных специализированных сервисов, формирование вместе с ними метапрограмм развития и соответствующих партнерств с распределением обязанностей и зон ответственности, мониторинг выполнения взятых на себя обязательств и инициирования процедур корректировки взаимодействия партнерств в зависимости от их эффективности.


Автор: admin · 26.05.2021 · ДЕМОКРАТИЯ ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ

Оставить комментарий