ГИБРИДЫ. МАЯКИ НОВОГО ВЕКА

В переходные периоды, когда одно социальное устройство сменяет другое, огромную роль как в социальных преобразованиях, так и в реформировании политического пространства играют так называемые гибридные социальные группы. Это социальные слои, включенные одновременно в социальные отношения, которые характерны и для старой, уходящей, и для новой эпохи, которая идет на смену прошлой.

Примером такого гибридного социального слоя могут служить классы лендлордов и джентри в Англии[1], сыгравшие важнейшую роль в формировании капиталистической системы в XVI-XVII веках[2].

В XVIII веке землевладельцы из «новых дворян» внесли большой вклад в индустриализацию, предоставляя землю для угледобывающих шахт, рудников, металлургических заводов, фабрик, а также содействовали в строительстве каналов и железных дорог.

Здесь можно также говорить о появлении нового, «гибридного» типа аристократии: рентократии, имеющей черты как феодалов, так и капиталистов. Этот класс появился одновременно с капитализмом и буржуазными отношениями и политически важен до сих пор.

В Голландии таким гибридным классом были «новые дворяне»: землевладельцы, переводившие свои земли в капиталистическую аренду, во Франции – крупные купцы и промышленники, которые покупали дворянские титулы, чтобы получить освобождение от налогов и другие привилегии, избавиться от угрозы конфискации богатства и так далее. К гибридному социальному слою можно отнести и плантаторов-рабовладельцев в США.

Социальные гибриды были характерны и для крестьянской среды. Крестьяне продолжают платить оброк и нести другие феодальные повинности, то есть они включены в систему феодальных отношений, и в то же время часто содержат, к примеру, мануфактуры, то есть выступают в качестве буржуазии, нанимая на работу своих соседей и превращая тех в батраков – сельских пролетариев. Заметим, что и последние также превращаются в гибридные слои: они выступают как рабочие на этих мануфактурах и одновременно как крестьяне, несущие феодальные повинности перед своими помещиками.

В России в нечерноземной полосе среди крестьян был распространен отхожий промысел: сторонние заработки, чтобы добыть средства на выплату денежного оброка. Такие работники тоже выступают в двух ролях: рабочих и крестьян.  

Процессы гибридизации существовали и в Древнем Риме: в эпоху домината широкое распространение получил колонат. Колон – это зависимый от землевладельца работник, сочетающий черты феодального крестьянина и раба.

Землевладельцы поздней Римской империи также превращались в гибридные слои, сочетавшие черты рабовладельца (наряду с колонатом продолжали существовать хозяйства с трудом рабов) и феодала. Последний статус укреплялся по мере ослабления государства и перехода реальной власти в руки местного землевладельца.

Процессы гибридизации происходят и сейчас – в эпоху трансформации капитализма. Возникают новые типы корпораций, которые строятся на различных типах партнерства и кооперации: франшизы, MLM, всевозможные типы «уберизации». Гибриды появляются и в пространстве социального предпринимательства, на базе возникающих там экосистем.

Неформализованные предприятия культивируют внутри себя новые – горизонтальные, без иерархии – типы отношений, например «бирюзовые», или социократические предприятия. Это также гибридные формы, так как они включены в рынок, но представлены коллективным субъектом.

Такие гибридные формы очень важны в эпоху фазового перехода для успешной трансформации социального пространства.


[1] «Новые дворяне» – мелкопоместное дворянство, имевшее черты и пэров, и крестьян-йоменов.

[2] Известный американский социолог Р. Лахман, в частности, в работах «От манора к рынку» (1987) и «Капиталисты поневоле» (2000) рассматривает возникновение этого класса как результат передела власти между тремя элитами феодальной эпохи – короной, церковью и лендлордами.


Автор: admin · 26.05.2021 · НОВЫЕ ЛЮДИ, НОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ, НОВЫЕ ИНСТИТУТЫ

Оставить комментарий