НОВЫЕ КОРПОРАЦИИ. ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ И ОТКРЫТЫЕ

Анализируя тренды в развитии различных корпораций, мы можем судить о чертах наступающей эпохи. Традиционные формы, которые принимал капитализм, сегодня видоизменяются в соответствии с требованиями новой реальности.

Основные этапы эволюции корпораций «старого» мира – это картели, синдикаты, тресты и концерны[1]. Главный тренд развития этих капиталистических форм в том, что с каждым циклом новый тип монополий и олигополий становится все более централизованным, функции обобществляются, производство и продажи все больше подвержены единому планированию.

Картели как особый тип олигополии[2] – результат сговора крупных игроков на рынке, поддерживающих определенный уровень цен и иногда делящих рынок на экономические зоны, в каждой из которых властвует тот или иной крупный игрок, согласно договоренностям внутри картеля. Синдикаты это олигополии, в которых сохраняется отдельное производство, а сбыт происходит внутри общей организационной структуры, что позволяет вытеснить мелких конкурентов с отдельных рынков. Недостатки синдикатов проявляются во времена кризисов, когда нужно сокращать производство, что не хотят делать отдельные члены синдиката и что делает производство нерентабельным, если на это идут все они вместе. В тресте эти недостатки нивелированы: на помощь приходят общее производство (а не только сбыт, как в синдикате) и идея акционирования[3]. Участники треста передают свои производственные предприятия тресту, а взамен получают акции. И трест выплачивает соответствующую сумму в пересчете на акции независимо от того, какие предприятия остановлены, а какие работают.

Централизация становится максимально выраженной в концернах, которые взяли под полный контроль всю цепочку: от добычи сырья, производства и розничных продаж до банков, обслуживающих взаимодействие и финансовый оборот между соответствующими подразделениями. Все подчинено единому планированию, чтобы прибыль, получаемая на каждом этапе, не утекала на сторону, а была оптимизирована, издержки сокращены, а сверхприбыль акционеров была максимальной.

Концерны распространились, например, в Германии уже к началу Первой мировой войны. Принципы концернов той эпохи, в особенности немецкий государственно-монополистический капитализм и его военно-промышленная организация, во многом вдохновили перестройку советской экономики в первые годы после революции, когда было решено превратить[4] всю страну, где на тот момент еще господствовали тресты, в «единую фабрику» и вытеснить государственным планированием капиталистическую конкуренцию. Концерны популярны по сей день. Сегодняшние концерны выстраивают процессы по принципу вертикальной или горизонтальной интеграции. Пример вертикальной интеграции – это когда группа компаний замыкает на себе все бизнес-процессы начиная от производства и заканчивая дистрибуцией, финансовыми операциями и так далее (пример в современной России – «Роснефть», которая владеет и добычей нефти, и ее переработкой, и ее логистикой, и ее реализацией через брендированные заправки «Роснефть»). Горизонтальный концерн – это, скорее, группа, ориентированная на разных клиентов, например суббренды в американском автопроме, когда в General Motors входят такие бренды, как Cadillac, Buick, GMC и так далее.

В конце ХХ века мир вступил в эпоху фазового перехода. Суть этой эпохи, с точки зрения особенностей построения экономического пространства, можно понять, отслеживая новые тренды в развитии корпораций нового типа: прежде всего будет видна тенденция к децентрализации.

Сначала получили распространение холдинги. Степень централизации в них намного ниже, чем в концернах. Холдинги могут объединять даже предприятия различных отраслей, не связанные единой производственной и сбытовой цепочкой. Эти предприятия сохраняют независимость в своем функционировании, но передают холдингу, делясь при этом прибылью, ряд важных задач, которые им сложно реализовывать: продвижение бренда, организацию инвестирования, защиту авторских прав и так далее.

Затем распространились франшизы. В России, например, очень распространены франшизы в ресторанном деле или в автобизнесе (франшизы автосалонов). Присмотримся, как они устроены. Есть технологии производства и организации продаж фастфуда. Головная организация, которая владеет ими, приглашает к сотрудничеству предпринимателей. Те организуют открытие отдельных ресторанов, опираясь на технологии головной организации и ее бренд. Прибыль делят предприниматель, организовавший новую точку, и головная организация, которая сохраняет за собой право контроля над соблюдением стандарта технологии.

Еще один пример новых корпораций – MLM (многоуровневый маркетинг). В этой схеме производство осуществляет головная организация, а к продаже привлекают людей, которые строят собственные бизнес-организации, а не состоят в штате, как, например, в концерне или тресте. Взаимодействие строится на базе партнерства. Головная организация договаривается с предпринимателями о распределении прибыли на основе принятых правил о начислении баллов за продажу той или иной номенклатуры в каталоге корпорации. При этом продавцы сами определяют, когда они работают, кому продают, делятся друг с другом тактическими решениями по продажам и так далее.

Следующий пример – цифровые платформы, например магазин продаж App Store у Apple. Если в примере с MLM головная организация корпорации берет на себя производство товаров, а к доставке привлекает сеть партнеров независимых распространителей, то тут все наоборот. Головная компания организует доставку потребителю через свой цифровой магазин, а производство IT-сервисов, игровых программ и так далее отдает на откуп IT-компаниям различного уровня, за это площадка получает комиссию. Так же устроен и Uber – вместо производителей действуют водители, готовые оказать услугу по доставке, и YouTube, который привлекает производителей контента и предлагает им правила, по которым будут делить прибыль от рекламы, размещенной среди этого контента. Доставку контента потребителям и работу с рекламодателями головная организация берет на себя.

Распространение новых организационных форм, с точки зрения бизнеса, позволяет предпринимателям сокращать трансакционные издержки, например издержки поиска информации. Так, некоторые корпорации уже создают собственные цифровые платформы, где размещают заказы, а отдельные производители и поставщики могут предлагать свои сроки и цены. Сюда же можно отнести трансакционные издержки, связанные с исполнением договоров и юридической защитой. Крупному холдингу с армией высокооплачиваемых юристов гораздо проще и дешевле судиться с контрагентом, чем какому-то малому предприятию, входящему в его состав. Основные тренды уже понятны. Новые корпорации, появившиеся на рубеже XX-XXI веков, отказываются от принципов централизации в пользу организации партнерств и создания различных типов сотрудничества (пусть и гибридного типа) с предпринимателями. Таким образом, можно сделать вывод о некоторых характеристиках устройства экономического пространства в той эпохе, к которой мир еще только переходит. Значение партнерств и сотрудничества будет очень велико, а преобладать будут организационные формы с опорой именно на них, в этих формах будет больше мотивации и вовлеченности и меньше отчуждения.


[1] Подробно описаны как «капиталистические монополии» в работе В. Ленина «Империализм, как высшая стадия капитализма».

[2] Олигополия – это ситуация, при которой несколько крупных игроков контролируют весь рынок и войти в него на конкурентной основе крайне затруднительно. Примеры из современной России – фарминдустрия, металлургия, нефтегазовый сектор.

[3] Прообраз акций и соответствующих ценных бумаг появился еще в Венеции, где они назывались colleganza и использовались купцами в торговых предприятиях, но в промышленной сфере акции распространились намного позже.

[4] Один из создателей Госплана, Ю. Ларин, руководствуясь опытом военного хозяйства Германии, по распоряжению В. Ленина разработал детальную программу «объединения всей хозяйственной деятельности страны по одному общегосударственному плану». См.: С. Прокопович. «Народное хозяйство СССР». Похожие идеи развивал академик Вернадский вначале в рамках дореволюционной Комиссии по изучению естественных производительных сил (КЕПС), а затем в составе сменившего ее после революции совета (СОПС).


Автор: admin · 26.05.2021 · НОВЫЕ ЛЮДИ, НОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ, НОВЫЕ ИНСТИТУТЫ

Оставить комментарий