НОВАЯ ДЕМОКРАТИЯ И ТИПЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА

Дискуссия об альтернативных формах демократии очень ценна, она обозначает кризис существующей формы парламентской демократии. Переход к иным формам организации демократического выбора неизбежен.

История знает примеры, когда выбирали не обезличенных медийных персонажей, которые получили известность благодаря избирательным компаниям и вложенным в продвижение солидным капиталам, а лично знакомых избирателям людей.

Когда территориальные общины были небольшими поселениями, избиратели знали, кого они выбирают представителем. В Советы времен Октябрьской революции 1917 года направляли представителей рабочих коллективов, которых хорошо знали в цехах, работая с ними бок о бок. Но таким представительством было сложнее манипулировать: оно опиралось на знание избирателей о личных качествах и истинных убеждениях кандидатов. Однако такое представительство было почти сразу (начался этот процесс уже в 20-е годы) демонтировано.

В ситуации современных форм представительства мы часто не знаем, кого выбираем, а наш источник информации – медиа в ходе избирательной кампании.

Другая причина невозможности представительства на основе личного опыта – в том, что человек знает персонально не такое уж большое количество людей, потому кандидатов от всех было бы слишком много. Такое представительство было возможно в рамках небольших общностей, но и только. Однако сегодня цифровые технологии дают возможность и передавать и концентрировать голоса, и отзывать их. То, что раньше было невозможно из-за дороговизны и трудоемкости этих процедур, с развитием новых цифровых технологий стало доступным.

Более того, эти технологии делают простой передачу голосов референтам (тем, кому человек доверяет) по отдельным направлениям реальности повседневной жизни. По вопросам образования можно отдать свой голос одному, по вопросам медицины – другому, по вопросам организации территориального пространства – третьему, профессиональной деятельности – четвертому и так далее.

Таким образом, голоса могут скапливаться у наиболее уважаемых и авторитетных представителей разных сообществ, а те могут передавать их людям, которым доверяют на основе личного опыта. В итоге выбранными представителями окажутся наиболее достойные люди, готовые взять на себя управленческие функции. И если передать им рычаги управления – возможность распределять ресурсы, назначать управленцев и так далее, – то управленческий государственный аппарат окажется собранным не чиновничеством, оторванным от людей и реализующим собственные корпоративные интересы.

Он будет сформирован самими людьми и представлен известными сообществам профессионалами. Если дополнить эту систему возможностью отозвать свой голос и передать его другому, а также ввести принцип отзыва власти у представителей после потери доверия, то есть утраты определенного уровня голосов, то мы получим иную модель демократии.

Элементы этой демократии были апробированы отцами-основателями в США, когда те предложили идею выборщиков и концентрацию у них голосов избирателей. Но во времена, когда еще не было цифровых технологий, полноценно внедрить модель демократии, основанную на делегировании своего голоса, было невозможно. Избирательная система не получила заметных трансформаций и почти не отошла от классического парламентаризма с выборами «тех, кого не знаешь» на основе медийного продвижения и запрета на отзыв выбранного делегата.

В рамках комьюнитаризма как особого направления общественно-политической мысли обсуждаются и другие формы организации политического пространства, например делегирование от сообществ как коллективных субъектов. Конкретные модели нового типа делегирования и их оптимальное сочетание с другими формами демократии, например с прямой демократией[1], будут отрабатываться в сообществах и социальных сетях. Это уже происходило в городах, где зарождалась и оттачивалась современная представительная демократия, а теперь происходит в виртуальном пространстве.  Мы уверены, что при поддержке генезиса новой политической культуры новые типы демократии могут появиться и институциализироваться в ближайшей исторической перспективе. Полезной была бы практика создания на основе местных референдумов особых политически организованных пространств по аналогии с особыми экономическими зонами и введения их в правовое поле с ограниченным кругом возможных рассматриваемых федеральным законодательством вопросов.


[1] Прямая демократия не может заменить существующую форму представительной демократии: невозможно устраивать референдумы по каждому вопросу, поэтому делегирование части вопросов представителям будет сохраняться.


Автор: admin · 26.05.2021 · ДЕМОКРАТИЯ ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ

Оставить комментарий