ШЕРИНГОВЫЕ ПРАКТИКИ

Критика общества потребления широко распространяется по миру. Перепотребление и перепроизводство стали характерными приметами современности. Типичной для современного мира стала ситуация, когда производителю выгоднее уничтожить излишки продукции (продукты питания, одежду, сельхозпродукцию), чем перенасытить рынок и спровоцировать обвал цен. Кроме того, часто складывается ситуация, когда такие излишки невыгодно передавать благотворительным организациям[1].

С другой стороны, людей в обществе потребления постоянно бомбардируют образами счастливого обладания вещами (а в последнее время, с выходом на сцену «экономики впечатлений» (experience economy), – образами получения незабываемого эмоционального опыта – впечатлений) и соответствующим им статусом, стимулируя их покупать ненужные вещи, и как можно чаще. Потому что сами вещи либо выходят из моды, либо перестают отвечать критерию престижности. Яркий пример – ежегодное обновление iPhone, когда новые модели по своим техническим характеристикам не слишком отличаются от предыдущих, но обязательно отличаются визуально, чтобы дать возможность их владельцам посылать другим сигнал о своем (реальном, желаемом или воображаемом) месте в социальной иерархии.

Другой способ стимулировать потребление – производство товаров такого качества, которое потребует их регулярной замены. Эта практика распространена, например в производстве электроники, некоторых деталей автомобилей и так далее. Оправданием служит стремление не только к прибыли, но и к стимулированию более быстрого прогресса технической сферы и быстрому обновлению товарной линейки.

Но одновременно с этим нарастает чрезмерное производство и объем мусорных свалок, которые быстро ухудшают экологию окружающей среды, так что это переросло в отдельную проблему, актуальную для человечества в целом.

Шеринг – это быстро развивающееся направление в современной экономике, имеющее отношение к указанной выше проблематике. В переводе с английского sharing означает «делить» или «совместное использование», то есть использование одной и той же вещи по многу раз несколькими лицами поочередно.

Например, каршеринг – аренда автомобиля на одну или несколько поездок: вы берете машину на одной из ближайших стоянок, пользуясь цифровой картой, фиксирующей местоположение машин, а доехав до места назначения, оставляете ее для следующего пользователя. Получается совместное использование автомобиля. Существуют также велошеринг, мотошеринг, шеринг самокатов и так далее. Все это избавляет пользователя от необходимости приобретать то или иное транспортное средство исключительно для личного пользования и нести затраты на его эксплуатацию.

Другим примером может служить букшеринг – совместное использование книг. Книги размещают в специально отведенных общественных пространствах: не только в библиотеках, но и в магазинах (там создаются специальные отделы), в парках, муниципальных центрах и так далее. Часто за использование книги даже не требуется оплата, а просто обмен, или подразумевается возврат книги на место после прочтения.

Разные типы шеринга держатся на энергии гражданских активистов (как например, часто происходит с букшерингом), на инициативах муниципальных властей (шеринг самокатов и велосипедов) или на энергии социальных предпринимателей, создающих свои предприятия и имеющих доход от этой деятельности (организации каршеринга или секонд-хендов – совместное/многократное использование одежды).

Также явление распространилось на крупный бизнес, например, код-шеринг – организация рейсов авиаперелетов совместными усилиями разных авиакомпаний в места, куда нет прямых авиарейсов. Для пассажира это удобно, потому что он может приобрести билет сразу на весь маршрут, что избавляет его от необходимости покупать отдельные билеты от одного пункта к другому, через которые проходит его поездка. Оператор берет на себя услуги по оптимизации переезда с терминала на терминал, времени ожидания и так далее. Авиаперевозчики выигрывают за счет загрузки собственных авиарейсов, получая доход с части маршрута путешественника. Сегодня в код-шеринг вовлечен уже и автодорожный, и железнодорожный, и паромный транспорт.

Распространение культурной практики шеринга считается сегодня одним из наиболее эффективных и выгодных способов сокращения потребления ресурсов, что представляет собой важный фактор для решения экологических проблем. В то же время он оказывается выгодным для социальных предпринимателей и отдельных сегментов бизнеса. В итоге происходит сокращение количества выпускаемых изделий (из-за совместного использования), что противоречит интересам капиталистов, работающих в старой индустриальной логике и желающих расширения производства и роста прибыли от соответствующих продаж.

Мы видим, что здесь стремление к прибыльности ограничивается логикой оптимального хозяйствования, и потому частичное возвращение к данному типу организации экономического пространства можно зафиксировать в качестве растущего тренда. Более того, образование гибридных компаний производителя и шеринговых операторов и совместное получение дохода, разделяемого ими в некой пропорции, вновь возвращает производителя к идее более долгого использования отдельного товара потребителем, так как его доход зависит уже от этого. Муниципальные власти могут еще и поддерживать это возвращение к долговременному использованию изделий (из экологических соображений), вводя соответствующие стандарты. Одновременно возможна и быстрая смена линейки товарного изделия с учетом идущего технологического прогресса, к которому подталкивает оператор шеринга, ориентируясь на новые запросы потребителей. Еще одним плюсом шеринга для экономики можно считать уменьшение расходов потребителя (одновременно с возрастанием возможностей потребления за счет совместного пользования) и возможность пустить освободившиеся средства на новые услуги, ранее бывшие недоступными из-за ограниченности средств. Это должно подстегнуть развитие, в том числе новых типов услуг и товаров, которые свойственны новой экономике, и дать возможность получать доходы лицам, участвующим в их производстве.


[1] В России даже появляются инициативы, предлагающие освободить безвозмездную передачу излишков продуктов на благотворительные цели от налога на прибыль и налога на добавленную стоимость, так как сейчас благотворительная передача продовольственных товаров приравнена к продаже.


Автор: admin · 26.05.2021 · КОМЬЮНИТАРИСТСКАЯ ЭКОНОМИКА

Оставить комментарий