РОСТ ЗРЕЛОСТИ СООБЩЕСТВ

Сообщества классифицируют по тематикам, по интересам (экологи, краеведы, политологи и так далее, различные профессиональные сообщества), по жизненному циклу (молодые и старые), по типу пространства существования («контактные», живущие в виртуальности и реализующие себя в реальном мире), этнические сообщества и многие другие. Все эти классификации полезны, так как с их помощью можно найти, например, общий интерес у разных групп сообществ для их кооптирования[1] или выделить специфические технологии работы, характерные для той или иной группы. Но мы сейчас остановимся на классификации, характеризующей зрелость сообщества.

Внутри сообществ сейчас активно происходит социогенез, становление новых типов отношений между людьми, и сообщества различаются степенью продвинутости в этом социогенезе. Мы называем ее степенью зрелости. С ней растет и «антихрупкость»[2] сообщества: его устойчивость и способность развиваться в условиях хаоса и неполноты информации. Со зрелостью увеличивается и масштаб сообщества: образования, полученные в процессе социогенеза, дают сообществу новые возможности для роста. Эти новообразования закрепляются на уровне сначала отдельных групп, потом движений (уровень консорций), затем начинают передаваться следующим поколениям и становятся характерными для целых социальных групп (уровень конвиксии)[3].

По своим характерным признакам уровни консорций и конвиксии подходят и для описания процесса социогенеза, когда формируется совершенно новый тип социальных отношений. В качестве примеров слаборазвитого сообщества с точки зрения критерия зрелости можно привести приятелей в курилке на работе или обсуждение в интернете новых фильмов (уровень консорций). Примером развитого сообщества с закреплением нового типа отношений может послужить, скажем, русское купечество конца XIX века (уровень конвиксии), которое не только было носителем новых буржуазных отношений, но и имело мораль и кодекс чести, культурные практики проведения досуга и заключения сделок, а также формальные нормы, права и привилегии купеческого сословия.

Выделенные в классификации зрелости уровни позволяют осознанно переходить от более низких к более высоким, развивая зрелость сообщества и закрепляя новообразования, полученные при социогенезе в социальной ткани общества. До уровня конвиксии можно назвать целую группу ступеней, по которым сообщества уровня консорций могут шагать, повышая свой уровень зрелости.

На первой ступени происходит генезис сообщества вокруг общего интереса. Он может происходить по-разному: через кооптирование изначально разрозненных групп, через разрастание ауры и почкование клуба, через транслятор (легко переносимый образ действия) и коммуникации вокруг него, через генерирующие события и так далее. На этом уровне часто происходит самопрезентация сообщества, формируется фокус внимания вокруг продуктов, которые сообщество могло бы производить или уже производит. Здесь помочь в плане становления сообщества могут связывающие технологии, которые увеличивают плотность контакта, и люди-хабы (в другой терминологии – «контактеры»), распространители разных типов культурных практик.

На второй ступени сообщество представлено не только небольшими группами или командами, объединенными в рамках общего интереса, но, что еще более важно, – командами-очагами. Эти команды организуют пиковые события – те, что выделяются по своей значимости, – для всего сообщества, а не только для себя. Очаги, как правило, – первый пример нарастающего разнообразия и демонстрация способности к действию.

 В характеристике культурного поля можно выделить следующее: для этого уровня характерно оформление группы ведущих мифологем и мемов, на базе которых разрабатывается и позиционируется продукт. Он может при определенных усилиях участников сообщества даже превращаться в коммерческий. Также появляются первые признаки культурных практик, поиск которых часто неосознанно ведет сообщество. Из типов кооперации характерно совместное мемопродвижение.

На третьей ступени формируются органы координации деятельности отдельных очагов и даже институции поддержки уже вполне укоренившихся культурных практик. О них сообщество говорит: у нас так принято. Эти культурные практики сопряжены с полем мифологем, разделяемых сообществом, и именно в них формируется новый тип отношений, который может лечь в основу того или иного социогенеза. Пиковые события перерастают в «героические» – те, о которых появляются легенды и байки внутри сообщества, и в «чудеса света», когда события становятся известными и обрастают легендами не только внутри сообщества, но и за его пределами.

Чтобы выйти на столь высокий уровень свершений, распространяются такие виды кооперации, как сложение компетенций и ресурсная цепочка.

Известность сообщества ведет к его росту: появляются новые участники и ресурсы. А усложнение связей и видов деятельности в сообществе приводит сначала к инициации событий, а затем и бизнесов, которые в этом случае строятся уже на упомянутых выше социальных принципах, то есть на примате смысла над маржинальностью при общей финансовой успешности бизнеса.

Успешный выход в поле социального предпринимательства, сложность и разнообразие компетенций отдельных групп и очагов сообщества провоцируют опору на новые типы кооперации, такие как сквозная траектория, фондирование и кластерная кооперация.

Социальное предпринимательство выходит на уровень «долины смерти»[4]. В то же время начинается процесс дифференциации самого сообщества на отдельные направления вокруг отдельных очагов, которые превращаются в центры дочерних по отношению к рассматриваемому сообществ, и одновременно происходит кооптирование с другими внешними сообществами. Все это закладывает основу для появления общей экосистемы, демонстрирующей полный набор своих характеристик.

Сообщество разрастается далеко за пределы числа Данбара[5], и это провоцирует усложнение структуры при сохранении общих целей. На этом уровне сообщество представляет собой движение, внутри которого и вокруг которого происходит генезис экосистем. Если этот процесс происходит успешно, то сообщество переходит на следующий уровень зрелости.

На следующем уровне зрелости отношения принимают форму культурных практик, проникают в соседние сообщества, обогащаются там и закрепляются как общий стереотип поведения. Примерами могут быть культурная практика шеринга, использования соцсетей для общения и так далее. Происходит своего рода сплав и синтез культурных практик, закрепляющих процесс социогенеза.

На этом этапе формируется разделение труда между сообществами внутри одной экосистемы, а проекты в области социального предпринимательства образуют совместные кластеры. Происходит масштабирование и синтез различных гибридов, некоторые из них становятся настоящими бизнес-прорывами, давая устойчивость всей системе смежных сообществ даже в агрессивном капиталистическом окружении.

Затем сообщество переходит в фазу развития, которая называется конвиксия. В рамках этой фазы оно может оформиться как отдельный социальный слой – носитель нового типа социальных отношений. В случае социогенеза на финишную прямую должна выйти целая группа таких новых социальных страт – носителей нового типа социальных отношений и собственных культурных практик. Ведь новое общество – это композиция их отношений, и оно не может состоять лишь из одного социального слоя или страты.


[1] Кооптирование – самостоятельное пополнение какой-либо структурой своего состава.

[2] Понятие ввел Н. Талеб в книге «Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса».

[3] Выделение консорций и конвиксий было предложено Л. Гумилевым при описании этапов зарождения и формирования этносов – этногенеза.

[4] «Долина смерти» – период в стартапе, самая сложная его начальная стадия, когда все издержки и инвестиции уже были сделаны, проект запущен, но прибыли пока нет.

[5] Число Данбара – ограничение на количество постоянных социальных связей, которые человек может отслеживать.


Автор: admin · 26.05.2021 · НОВЫЕ ЛЮДИ, НОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ, НОВЫЕ ИНСТИТУТЫ

Оставить комментарий