МИГРАЦИЯ: ПРЕВРАТИТЬ ВЫЗОВ В ВОЗМОЖНОСТЬ

Не контролируемая должным образом миграция, особенно в эпоху фазового перехода, несет в себе угрозу распространения этнической преступности, беспорядков и межнациональных конфликтов. Речь, по сути, идет о перенесенном внутрь национальных границ перманентном «столкновении цивилизаций». Как отмечает автор этой концепции С. Хантингтон, мир «становится меньше», в результате усиливаются взаимодействия и актуализируется «цивилизационное сознание» наряду с осознанием фундаментальных культурных различий, проблемами экономического регионализма, а также с фрустрацией и ресентиментом, порождаемыми неравенством. Особенно эти тенденции заметны именно на примере миграции.

Во многих странах сегодня общество реагирует на миграцию подъемом правых антииммигрантских движений, в которых, впрочем, оно довольно быстро разочаровывается как в неспособных предложить внятную программу действий, сулящую хоть что-то кроме эскалации противоречий.

В России также назревает острый кризис, связанный с мигрантами. Государство слабо контролирует миграционные потоки. С одной стороны, необходимость в притоке трудоспособных людей действительно существует: в России продолжается депопуляция. По словам специалистов[1], первая ее волна пришлась на 90-е годы, вторая волна продолжается сейчас, и она затухнет (при благоприятном стечении обстоятельств) к 2025 году, когда в детородный возраст вступит поколение «материнского капитала». Однако к 2035 году ожидается очередной период сокращения численности населения.

С другой, государство практически никак не занимается интеграцией мигрантов, их социальным и психологическим благополучием, языковой и культурной адаптацией в новой стране, в результате чего в крупных городах разрастаются культурно чуждые и нестабильные гетто с мощным криминальным потенциалом. Эти люди воспринимаются исключительно как ресурс, в том числе и для чиновников, которые становятся бенефициарами ситуации, когда российские компании завозят людей, согласных работать почти бесплатно и без каких-либо социальных гарантий. За неэкологичное использование этого ресурса общество в конечном итоге может заплатить высокую цену.

Противоречия накапливаются с двух сторон. Местные жители недовольны тем, что мигранты, хоть и не по своей вине, консервируют уровень зарплат на низком уровне и занимают рабочие места, создают в крупных городах культурно чуждые и во многом враждебные образования. А мигранты, в свою очередь, раздражены собственным бесправным положением, социально и психологически неблагополучны и неподконтрольны властям, у которых даже нет представления об их точной численности.

Миграционные потоки нельзя остановить популизмом или закрытием границ. Но уменьшить объем этих потоков и повысить качество миграции (сделав ставку на людей, имеющих хорошее образование, знающих русский язык и готовых культурно адаптироваться и ассимилироваться) вполне можно.

Например, можно расширить практику, когда Россия привлекает на учебу студентов из ближнего зарубежья, давая им возможность впитывать местную культуру и оставаться в качестве квалифицированной рабочей силы. С другой стороны, в том, что касается успешной интеграции мигрантов, можно принять во внимание успешный опыт Канады, которая информирует потенциальных мигрантов о рынке труда и необходимых навыках. Швеция, Германия, Франция, Дания успешно организуют языковые курсы для приезжих. Израиль принял в 90-е годы переселенцев, которые составили четверть населения. Для них создавались центры адаптации, которые успешно работают по сей день и приняли уже не одно поколение репатриантов. Опыт этих центров тоже можно в чем-то взять на вооружение.

Но наиболее эффективным решением проблемы миграции стала бы ликвидация причин, которые ее породили, а именно – заниженной стоимости труда. Если повысить минимальную оплату труда (МРОТ) и оформить это решение в рамках Трудового кодекса, то это принесет сразу несколько полезных результатов. Во-первых, компаниям станет невыгодно завозить низкоквалифицированную рабочую силу – только профессионалов, способных «отбить» такую высокую зарплату. Это сократит миграцию и сделает ее более качественной.

Во-вторых, это будет стимулировать техническое переоснащение компаний, оптимизацию рабочих процессов и рост производительности труда. Проще говоря, там, где раньше трудились десять мигрантов с лопатами, появится экскаватор с высокооплачиваемым специалистом. Для самих компаний это тоже будет выгодно в конечном итоге, так как они смогут сэкономить на проверках и ликвидации брака.

И наконец, установление высокой минимальной зарплаты позволит остановить поток внутренней миграции с окраин в центр, из-за которого стремительно сокращается численность населения Сибири и Дальнего Востока. В-четвертых, увеличение доходов граждан вызовет рост потребления, который положительно скажется на развитии экономики.


[1] Например, главного научного сотрудника ИДИ РАН О. Воробьевой. См.: https://rg.ru/2021/04/19/kak-reshit-problemu-nelegalnoj-trudovoj-migracii.html.


Автор: admin · 26.05.2021 · РАСКОЛ ЭТНИЧЕСКОГО ПОЛЯ: В ПОИСКАХ ОТВЕТА НА КРИЗИС

Оставить комментарий