ПРОБЛЕМА БЕДНОСТИ. НОВЫЕ РЕШЕНИЯ

Задача сокращения разрыва между богатыми и бедными существует во всем мире, причем не только в развивающихся странах, но и в странах со сложившимися успешными экономиками. Чаще всего этот разрыв связан с тем, что богатые богатеют быстрее в силу особых стартовых условий и самой природы капиталистической системы. Это объясняется довольно просто: наращивать капитал на основе уже имеющегося несравнимо проще, чем выбираться из нищеты. А бедные чаще всего просто не могут выбраться из своей бедности без посторонней поддержки.

За последние 30 лет разрыв между богатыми и бедными глобально только рос. По данным ООН[1], начиная с 1992 года объем доходов, приходящихся на долю беднейших 20%, по-прежнему составляет менее двух процентов. Между тем объем доходов, приходящихся на один процент богатейших людей мира, увеличился с 18% в 1990 году до 22% в 2016 году.

В России уровень бедности растет, как и во всем мире: процент бедных людей стабильно увеличивается с 2012 года. В 2019 году, по данным Росстата, к бедным можно было отнести 12,3%[2] жителей России, при этом планка отсечения составляла 10,9 тысячи рублей. То есть те, кто получает хоть на рубль больше, к этой категории не отнесены, что, очевидно, не соответствует действительности: считать не бедными россиян, которые получали в 2019 году, к примеру, 11 тысяч рублей, совершенно некорректно.

На деле бедных в России гораздо больше, чем считает Росстат, поскольку его методика помещает в эту категорию только тех, кто имеет доход меньше прожиточного минимума. Если же воспользоваться методикой МВФ, можно подсчитать число бедных в России, более соответствующее действительности. Согласно этой методике, человек, который тратит более 50% своего дохода на еду, находится в состоянии крайней нищеты. В России, согласно исследованию 2020 года, таких людей – 71%[3]. В европейских странах, например, эта цифра составляет около десяти процентов (Нидерланды, Великобритания, немногим больше – в скандинавских странах).

Когда возникает тема разрыва между богатством и бедностью, чаще всего звучат предложения о неких формах более справедливого перераспределения богатства между богатыми и бедными, например в форме прогрессивного налогообложения. С подобными предложениями, в частности, выступает автор знаменитого бестселлера «Капитал в XXI веке» Т. Пикетти. Но прогрессивное налогообложение всегда сталкивается с проблемой ухода от налогов тех, кто подпадает под более высокие ставки. В нашей стране была прогрессивная шкала налогообложения, и ставку в 13% ввели именно из-за того, что необходимо было повысить уровень администрирования налогов, так как их попросту никто не платил. Кроме того, прогрессивное налогообложение ударит по среднему классу: сверхбогатые уйдут в тень, средний класс, который в нашей стране представляет собой и без того тонкую прослойку, обеднеет[4].

Есть и еще одно соображение. В развитых странах прогрессивная ставка налогообложения внедряется не для того, чтобы перераспределять доходы между богатыми и бедными или бороться с сокращением разрыва между ними. Она в первую очередь применяется в качестве профилактики чрезмерного накопления капитала: когда часть людей концентрируют финансовые ресурсы в своих руках и не инвестируют в новые проекты, огромный объем средств попросту выпадает из экономики, что значительно тормозит ее развитие. Но в России таких людей очень мало, а объем накоплений крайне низок. Так, в середине 2020 года, оставшись без работы, почти 50% российских граждан не протянули бы на свои накопления больше месяца[5].

В России «экономическая люстрация» полностью разрушила бы инвестиционный и бизнес-климат, с которым страна и без того испытывает серьезные сложности. Перераспределение частного капитала – это, по сути, национализация частного бизнеса, то есть, условно говоря, у предпринимателей, чья деятельность и так связана с огромными рисками, предлагается отнять все «нажитое». Это дестимулирует частную инициативу: зачем что-то делать, если все равно отнимут? Подразумевается, что в этом процессе напрямую будет участвовать государство, а учитывая его коррупционную составляющую, до тех, кому нужна помощь, из этого мало что дойдет, поскольку все ценные ресурсы просто перейдут от одной элиты к другой.

Как же побороть бедность?

Во-первых, учитывая уровень бедности в России, нужно ввести не прогрессивную ставку налогообложения, а регрессивную – то есть снижение налогов для людей, чьи доходы находятся примерно на уровне прожиточного минимума.

Во-вторых, необходимо стимулировать технический прогресс. Благодаря ему бедность снижается в силу естественных и объективных причин: новые, умные технологии позволяют производить и приобретать те же товары и услуги дешевле. Технологии – это важная часть предпринимательских инноваций, о которых подробно речь велась выше. Дополнительно форсировать эти благотворные процессы можно с помощью инвестиций со стороны бизнеса и государства. При этом государство играет особую роль в сфере фундаментальных исследований: для бизнеса инвестиции в них не окупаемы, государство же, инвестируя в науку и давая бизнесу доступ к новейшим разработкам, получает с этого роялти и налоги от внедрения технологий в производство.

В-третьих, развивать конкурентный рынок. Конкуренция на потребительском рынке – это еще один важный фактор, позволяющий людям приобретать качественные товары дешевле, ведь производителя конкуренция подталкивает думать, как повысить качество и снизить цену: то есть создавать те самые предпринимательские инновации.

В-четвертых, для борьбы с нищетой в России в качестве эксперимента можно внедрить китайский опыт эмиссии цифрового юаня, тратить который можно в соответствии с социальным рейтингом. Речь идет о своего рода баллах за принесенную социальную пользу, начисление которых можно привязать к учетной записи на портале госуслуг. Начислять такие баллы можно за несложные социальные функции: человек сходил за продуктами для живущего рядом пенсионера, гуляет с чьими-то животными, отказывается от личного транспорта в пользу общественного, стабильно голосует на выборах и так далее. В соответствии с социальным рейтингом эти баллы можно будет потратить на отдых в санатории, путешествия по стране, бытовые услуги, продукты для здорового питания и тому подобное. Баллы могут начисляться и за более сложную деятельность – внутри экосистем сообществ, а тратиться – на товары и услуги, циркулирующие там же, внутри экосистем. Здесь обусловленный доход предоставляется уже предпринимательскими сообществами той или иной экосистемы. Кроме того, высокий социальный рейтинг мог бы стать легитимным основанием для того, чтобы человек мог претендовать на выборные управленческие должности.

Если введение безусловного базового дохода – по многим причинам (таким как существенная нагрузка на бюджет, которую могут себе позволить даже не все богатые страны, дестимулирование трудовой активности людей, опасность социального иждивенчества) – спорная мера, то введение обусловленного базового дохода могло бы приносить пользу обществу в целом, не порождая социальных иждивенцев.

Наконец, естественным способом повышения качества жизни без дополнительных затрат будет набирающая популярность сегодня экономика совместного потребления, которая позволяет людям не тратить собственные деньги на покупку дорогостоящих товаров. Инвестиции в рынок шеринга и повышение конкуренции на нем могли бы существенно повысить средний общий уровень жизни людей и их стандарты потребления.


[1] Данные ООН по разрыву между богатыми и бедными в мире; см.: https://www.un.org/ru/un75/inequality-bridging-divide.

[2] Статистика Росстата по уровню бедности в России, см.:  https://rosinfostat.ru/uroven-bednosti/#i-2.

[3] Исследование, доказывающее, что большинству россиян хватает денег только на еду, что автоматически вносит их в категорию «нищих»; см.: https://ria.ru/20200514/1571408825.html.

[4] Бедные беднеют, богатые – богатеют. Что ждет средний класс? Мнение экономиста Олега Шибанова , см.: https://thebell.io/bednye-bedneyut-bogatye-bogateyut-chto-zhdet-srednij-klass-mnenie-ekonomista-olega-shibanova.

[5] Исследование, доказывающее бедственное положение россиян: половина из них, потеряв работу, не сможет прожить дольше одного месяца; см.: https://rg.ru/2020/07/09/pri-potere-raboty-42-rossiian-proderzhatsia-bez-zajmov-ne-bolshe-mesiaca.html.


Автор: admin · 26.05.2021 · ПРОБЛЕМА БЕДНОСТИ. НОВЫЕ РЕШЕНИЯ

Оставить комментарий