КОНКУРЕНЦИЯ 2.0

Конкуренция 2.0 – это ситуация, в которой естественное соперничество бизнесов на рынке уравновешивается кооперационными отношениями.

Пример 1. Когда предпринимателей, присматривающихся к стэнфордским студентам (США), спросили, чем те для них важны, был дан ответ: «Своей записной книжкой».

Что это означает? Предположим, развивается некий IT-проект. Бывшего стэнфордского студента спрашивают: «Есть у тебя кто-нибудь в Бангалоре[1]?» Тот открывает свою записную книжку и находит там фамилию человека, с помощью которого потом будет сформирован соответствующий отдел. В такой книжке порой может найтись до 300 полезных фамилий. Получается, что студент ценен своей налаженной системой социальных связей.

Пример 2. Одного из представителей Российского союза промышленников спросили о том, какие компетенции он считает сейчас наиболее актуальными. Тот ответил: «Компетенцию симбионта[2]. Понимаете, сейчас трудно найти надежного партнера в производственной цепочке… Очень трудно».

В современном мире, где стремительно меняется линейка продаваемых товаров, в конкурентной борьбе выигрывают те, кто быстрее выстраивает производственную цепочку и кооперационные связи, чтобы вывести новый товар на рынок раньше других. Для успеха на рынке сегодня важны быстрые каналы распространения товара и поиск новых поставщиков.

У нас в последние 30 лет развитию способности вступать в различные типы кооперации уделялось очень мало внимания, даже в вузах непросто найти курс, посвященный этой проблеме. Но история кооперации в России насчитывает почти 200 лет: первое кооперативное потребительское общество было создано еще декабристами в 1831 году на Петровском заводе в Петровске-Забайкальском.

Вопрос кооперации не находится в центре внимания общества, по крайней мере, в России, и это обстоятельство сильно сдерживает развитие страны. Наоборот, все эти 30 лет существовал культ конкуренции – как основы рыночных отношений, как явления, очищающего рынок от некачественной продукции. Конкуренция – ключевая ценность либерализма, и эта ценность имеет свою обратную сторону: люди учатся соперничать, но не сотрудничать. Термин «конкуренция 2.0» ориентирует участников рынка на иные паттерны поведения, ставит вопрос о важности кооперации наравне с конкуренцией.

Несмотря на отсутствие академического внимания, разные типы кооперации развиваются как в производстве, так и внутри сообществ, которые менее формализованы и потому более динамичны, поскольку это одна из черт новой эпохи. В сообществах отношения win-win, когда обе стороны остаются в выигрыше, приняты как наиболее желательные и противопоставляются конкуренции, когда один выиграл, другой проиграл. На эту тему даже проводятся специальные тренинги, иллюстрирующие идею с помощью деловых игр.

Таким образом, термин «конкуренция 2.0» можно сопоставить с известным китайским символом инь-ян, означающим равновесие противоположностей. Здесь конкуренция в ее классическом понимании уравновешивается кооперацией и через это преображается, так как предполагает иной набор поведенческих паттернов у разделяющих этот подход, в отличие от тех, кто придерживается принципа «человек человеку – волк» и соответствующей трактовки конкуренции.


[1] Бангалор – столица одного из штатов в Индии, считающаяся центром индийских программистов. Они обходятся фирмам дешевле, чем в среднем на мировом рынке.

[2] Один из участников симбиоза.


Автор: admin · 26.05.2021 · НОВЫЕ ЛЮДИ, НОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ, НОВЫЕ ИНСТИТУТЫ

Оставить комментарий