Задача образования в глобальном смысле – это не только передача знаний и умений от поколения к поколению, но и формирование в людях социотипа, который делает человека успешным в соответствующую эпоху.
Слово «социотип» мы используем по аналогии с термином «психотип». Люди отличаются друг от друга организацией нервной системы. Наиболее известно деление на холериков, флегматиков, сангвиников и меланхоликов, отражающее особенности психологических реакций представителей различных психотипов на ту или иную ситуацию. Социотип также отражает особенности психологических реакций. Но эти особенности не связаны с организацией нервной системы, а вырабатываются внутри социума и отражают его индивидуальность.
Особенности социумов различных народов и соответствующие специфические паттерны поведения их отдельных представителей описывают этнические психологические типы. А вот особенности, связанные с исторической эпохой, каждая из которых тоже характеризуется особенностями и мышления, и поведения, описывают разные социотипы.
Заканчивающуюся сейчас индустриальную эпоху, которая доминировала в России в течение ХХ века, характеризует индустриальный социотип. Индустрия предусматривает фабричный способ производства, в основе которого лежит работа на конвейере. Общество устойчиво, если социотип, формирующийся у его представителей, соответствует такой работе (в промышленности так работает большинство людей – впрочем, и офисная жизнь в названную эпоху устроена конвейерным способом). Поэтому ведущей характеристикой индустриального человека становится исполнительность, способность работать согласно четкой инструкции.
Чтобы воспитывать такого человека и формировать в нем соответствующий социотип, индустриальная школа тоже была устроена по подобию фабрики. Там ученик попадал в образовательную ритмику, которая превращала его в исполнителя, готового работать по инструкции. А вот с работой этого человека без инструкций начинались проблемы.
Современное общество переходит в новое состояние (мы живем в эпоху фазового перехода): человека на конвейере сменяют роботы, все быстрее меняются линейки товаров, стал крайне текучим рынок труда. Новое пространство нуждается совсем в другом человеке, поэтому мы живем в эпоху формирования нового социотипа, который соответствует наступающей эпохе. Этот новый человек не просто исполнитель, он умеет принимать постоянно меняющиеся вызовы быстрого мира, анализировать информацию, собирать команды, брать ответственность.
Новый социотип характеризуется и повышенными стремлением и способностью устанавливать кооперационные связи, тем, что он не может мириться с высоким уровнем отчуждения. А представитель индустриального социотипа воспринимал то, что он не владеет своими временем, работой и продуктами труда, со смирением и терпением.
Новый тип людей формируется у нас на глазах. Сообщества, в которых это происходит в первую очередь, – более простая форма организации объединения людей, в отличие от различных институциональных и государственных конструкций. Но в ее простоте есть преимущество: в сообществах больше свободы, на этом уровне быстрее происходит зарождение новых социальных форм. В людях, строящих сообщества, ярче всего проявляется стремление к свободе и способность активно использовать навыки сотрудничества и нового коллективизма[1], то есть формировать эффективные слабые связи. Мы делаем ставку на этих новых людей. Поэтому работа с сообществами, опора на представителей нового социотипа – основа нашей деятельности по трансформации социального пространства. Наша партия – это сообщество фазового перехода, «сообщество строителей сообществ», то есть именно та форма организации вольных людей, которая соответствует и их социотипу, и современным социально-экономическим трендам.
[1] Под «новым коллективизмом» мы понимаем коллективизм, который не подавляет индивидуальность человека и не репрессивен по отношению к личности. «Новый коллективизм» – это комьюнитаризм.