Сегодня часто говорят о четвертой промышленной революции. Первой промышленной революцией (она произошла в начале XIX века) считается освоение энергии пара (паровые машины) и широкое распространение машинного производства (вначале текстильные станки, потом другие), связанное с этим освоением. Второй – зарождение конвейерной индустрии, электрификация и появление двигателя внутреннего сгорания в начале ХХ века, хотя не меньшее значение имело распространение агрохимии и сельскохозяйственного машиностроения. Третьей – эпоха НТР (научно-техническая революция второй половины ХХ века), принесшая нам блага современной цивилизации.
И вот четвертая – впереди. Деление это достаточно условное, так как тектонические сдвиги в экономике целых государств происходили и ранее и всегда были связаны с распространением новых технологий. Так, появление общеевропейского рынка при прогрессе в области кораблестроения и распространении мануфактур, работающих на водяной тяге, мельниц и других технологических новаций эпохи Нового времени (XVI-XVIII вв.) привело к переформатированию экономического пространства Англии, когда лендлорды пустили свои земли под пастбища для производства шерсти на английских текстильных мануфактурах, так как хлеб (муку) можно было завозить, скажем, из Польши. И это было много дешевле, чем выращивать пшеницу у себя. В итоге этого огораживания (земель под пастбища) и сгона крестьян с земли, так как они оказались «лишними людьми», произошли мощный социальный кризис, взрывной рост эмиграции, освоение Северной Америки англосаксонским этносом и другие исторически значимые события. Первая промышленная революция привела к вымиранию текстильной промышленности Индии, не выдержавшей конкуренции с английским машинным производством, и такому же огромному социальному кризису с миллионами «лишних людей», который в свое время пережила и Англия.
Во время второй промышленной революции произошел социальный кризис, а затем революция в России с последующим образованием СССР: одно из ключевых событий ХХ века в мировой истории. Третья промышленная революция привела к кризису плановости и линейного директивного управления в СССР, окончившемуся его распадом… Так что какими бы обозначениями (нулевая, первая, вторая или четвертая) мы ни называли подобные процессы трансформации экономического пространства, это всегда тектонические сдвиги в экономике (и часто в истории народов и государств), сулящие опасности глубокого социального кризиса при пускании соответствующих процессов на самотек.
И вот впереди – четвертая промышленная революция. Чем может грозить нам она? Четвертую промышленную революцию связывают с распространением автоматизации, робототехники и цифровизацией промышленности. Это грозит серьезными диспропорциями на рынке труда, когда миллионы рабочих будут уволены с промышленных предприятий, потому что «вдруг» стали «лишними людьми». Индустриальный мир – это мир, где большинство людей работают на заводах и фабриках. Этот мир скоро отойдет в прошлое. Но где будут работать эти люди? В секторе услуг?
Но та же проблема ожидает и сектор услуг. Одна из самых массовых профессий среди мужчин в нем – это водитель транспорта, а женских – кассир. Но уже сейчас на дорогах тестируется беспилотный транспорт, а кассиров заменяют кассовыми цифровыми терминалами. Куда пойдут работать эти сотни тысяч мужчин и женщин? Что ожидает профессию переводчика при совершенствовании систем цифрового перевода? С распространением интернета и блогерства стали нерентабельными многие печатные газеты и журналы, перевод в интернет не спас их от банкротства. Как будут зарабатывать на жизнь бывшие журналисты из этих изданий? С распространением цифровых форматов образования много ли работы останется у преподавателей вузов, а в будущем, может, и у учителей? Распространение мобильного банкинга уже привело к массовому сокращению служащих банковской сферы. Призрак «лишних людей» повис дамокловым мечом над многими специальностями, вселив в миллионы людей страх перед будущим.
Четвертая промышленная революция не обещает быть легкой и, похоже, потребует деконструкции существующего сегодня привычного социального пространства. В то же время остановить прогресс в развитии технологий не представляется возможным, так как страны, отставшие от него, рискуют быть выброшенными из международного разделения труда, стать нищими и отсталыми. Никто этого не хочет, и потому, пусть со страхом, но все двигаются к этой самой четвертой промышленной революции.