Богатство стран, их экономическое развитие измеряется таким макроэкономическим показателем, как ВВП[1], представляющим собой сумму добавленной стоимости всех товаров и услуг, произведенных страной[2]. Идея добавленной стоимости будет ключевой для нашего дальнейшего рассуждения, ведь, по сути, богатство страны – это и есть производимая ей добавленная стоимость.
Добавленная стоимость[3] для экономики в определенном смысле важнее, чем прибыль. Если прибыль подразумевает лишь то, что получат владельцы компании (в виде дивидендов и в виде капитализации) и частично отдадут бонусами топ-менеджменту, то добавленная стоимость включает в себя еще и заработную плату сотрудников, амортизацию, процент на ссудный капитал, налоги и так далее. Иными словами, добавленная стоимость – это все, что создает компания нового, а на национальном и наднациональном уровнях – это все, что создает страна.
Каковы же основные источники добавленной стоимости и, соответственно, экономического роста? Начиная с эпохи раннего капитализма это в первую очередь деятельность предпринимателей, с приходом индустриализма – крупных капиталистов, занятых в промышленном производстве. Весь XX век важнейшую роль в создании добавленной стоимости играло крупномасштабное производство[4], основанное на таких традиционных производственных факторах, как капитал, труд и природные ресурсы. Однако в конце XX века, согласно выкладкам современных экономистов[5], происходит важнейший сдвиг – от традиционной «управляемой» индустриальной экономики в сторону так называемой предпринимательской экономики: малый и средний бизнес превращаются в главный фактор экономического развития большинства стран мира.
Фактически сегодня можно говорить о реванше предпринимательской экономики, которая (в иной форме, но повторяя основные принципы) существовала и в эпоху раннего капитализма. Впоследствии она была поглощена тем самым монополистическим капитализмом крупных индустриальных предприятий. Успешные «стартапы» Нового времени превратились в монополии, с которыми новой генерации предпринимателей уже в наше время приходится конкурировать на рынках. И, судя по их сегодняшней доле в ВВП наиболее развитых стран[6], конкурировать вполне успешно.
Малый и средний бизнес в наши дни стимулирует экономический рост: согласно исследованиям, есть корреляция между сдвигом страны в сторону предпринимательской экономики и ростом валового внутреннего дохода[7]. Предпринимательская экономика характеризуется большим использованием умных технологий, ростом роли знаний как фактора производства[8]. И очень активно создает новые рабочие места[9].
В отличие от традиционного крупного производства, основанного на трех видах ренты, или трех источниках прибыли (от эксплуатации природы, труда или капитала), о которых говорит марксистская теория, ключевым фактором в предпринимательской экономике становятся инновации. Это инновации в самом широком смысле, они не равны техническим инновациям, хотя часто и включают последние.
Подробно тема предпринимательских инноваций была разработана австрийским экономистом Й. Шумпетером, на чьей теории в значительной степени базируются новые теории экономического роста. Ключевую роль в инновациях играет сам предприниматель – человек, создающий новые схемы извлечения прибыли – через новые производственные технологии, увеличивающие производительность труда, новые продукты, новые способы реализации этих продуктов, новые (или модификации старых) рынки.
Новаторские подходы позволяют предпринимателю создавать «голубые океаны», «голубые озера» и «голубые лужи»[10] и получать высокую предпринимательскую прибыль (пока его инновациями не стали пользоваться конкуренты), генерируя также и высокую добавленную стоимость. Через это развиваются экономика и общество. Так, у истоков индустриализации стояли предприниматели, которые внедряли естественно-научные достижения и технические изобретения в процесс производства. В информационную эпоху сложно переоценить вклад бизнеса в цифровую технологическую революцию[11].
Ключевую важность имеет и сам предпринимательский тип. Он характеризуется способностью создавать новые схемы, управлять финансовыми потоками и организационными процессами и работать в условиях высокой степени неопределенности, решая порождаемые ею проблемы.
В современной экономике эти идеи нашли выражение в культуре стартапов, внутри которых чаще всего встречается тот самый предпринимательский тип. Стартапы увеличивают экономическое разнообразие, привнося в экономику эксперимент, новые знания, идеи и компетенции, увеличивая конкуренцию в этих областях и создавая новые рыночные ниши.
Учитывая все вышесказанное, не удивительно, что основная часть добавленной стоимости в наиболее успешных мировых рыночных экономиках генерируется сегодня малым и средним бизнесом (например, 50% – в США, 51% – в Великобритании, 53% – в Германии, 60% – в Финляндии и 68% – в Италии). Малый и средний бизнес – это та питательная среда, в которой рождается новое и в которой рождается высокая добавленная стоимость, богатство страны. В России же доля малого и среднего бизнеса в экономике, по данным за 2019 год, составляет всего 20,8%, в то время как крупный бизнес производит 79% ВВП. При этом высококачественных предпринимательских инноваций, о которых говорилось выше, не хватает: малый и средний бизнес чаще всего представляет собой торговлю, а крупный – связан с добычей и переработкой полезных ископаемых[12].
Доля занятых сегодня в секторе малого и среднего бизнеса в России одна из самых низких в мире и составляет всего 18,9%, в то время как в США, например, этот показатель составляет 41%, а если брать только развивающиеся страны, то там он еще выше – 62,1% в Бразилии, 72,3% – в Турции. При этом примерно из 70 миллионов работающих людей в России доля бюджетников составляет 17,7%, а еще 12,9% работают в госкорпорациях[13]. То есть у каждого третьего гражданина в России работодателем выступает государство.
Государственный (и крупный частный под контролем государства) бизнес, доминирующий в нашей стране, неэффективен в силу своей забюрократизированности, коррумпированности и выпадения из зоны рыночной конкуренции[14]. В нем гораздо меньше пространства для разнообразия, эксперимента, поиска, он менее мобилен и адаптивен, чем частный малый и средний бизнес.
Важность поощрения предпринимательства очевидна.
Что можно для этого сделать? Прежде всего, необходимо способствовать появлению и развитию того самого предпринимательского типа – способного инициировать перемены и нести ответственность за свои действия. Тот же Й. Шумпетер отмечает, что предприниматель – это человек, который «получает удовольствие от рискованных начинаний». Сложно представить, что такой социальный тип появится в государстве, где главной ценностью объявлена «стабильность» (иллюзорная как характеристика экономической реальности, но вполне реальная как сигнал людям не проявлять излишнюю инициативу).
Среди основных побудительных мотивов предпринимателя, согласно Й. Шумпетеру, – стремление к независимости, созданию собственного частного мира. Исследования показывают, что людям в России сегодня близок этот тип мотивации. Опросы показывают[15], что больше половины людей (60%) хотели бы стать предпринимателями, чтобы получить «независимость, работу на себя» (66%), «самореализацию» (55%), «высокий доход» (37%). При этом многих в нашей стране до сих пор сдерживает страх: и перед экономическими рисками (управлять которыми люди не научены), и за свои жизнь, здоровье и свободу. Эти опасения небезосновательны: сегодня 80% предпринимателей считают опасным ведение бизнеса в России и полагают, что законодательство не дает им достаточных гарантий от необоснованного уголовного преследования[16].
Учитывая все вышесказанное, для развития предпринимательства в России необходимо ввести более мягкие (но неуклонные и с гарантией возмещения ущерба) наказания за экономические преступления, обеспечить защиту прав собственности, сняв с предпринимателей силовой пресс, и создать более выгодные и простые налоговые условия[17], поощрять частные инвестиции, сняв пресс экономический. И, конечно, растить новое поколение предпринимателей, которые не боятся создавать свое дело и при этом знают, как правильно им управлять, для чего можно еще в старших классах школы ввести основы предпринимательства, где научат, как можно придумать бренд и работающую бизнес-модель, что такое конкуренция на рынке и как конкурировать, что такое маркетинг, как организовать продажи и так далее.
С другой стороны, чтобы увеличить долю малого и среднего бизнеса в стране, нужно ограничить конкуренцию со стороны госкомпаний, уменьшить влияние госкорпораций на высококонкурентных рынках. Частный бизнес имеет гораздо меньше привилегий, чем могущественные госхолдинги, у которых – лобби на высоком уровне, различные дотации, финансовые рычаги и привилегированный доступ к финансовым рынкам.
Защита бизнесу необходима не только внутри страны, но и вовне, особенно когда компании укрупняются. Важная роль государства, например в лице его Торгово-промышленной палаты, поддерживать свои компании на внешних рынках.
[1] Внутренний валовый продукт.
[2] С добавлением налогов и за вычетом субсидий.
[3] Добавленная стоимость – это стоимость произведенного и проданного продукта за вычетом стоимости сырья.
[4] Основную роль капитала и труда в крупных производствах как основных источников экономического роста наряду со значимостью крупного производства обосновал нобелевский лауреат 1987 года Р. Солоу.
[5] Подробнее о роли «предпринимательской экономики» см.: Audretsch David B., Roy Thurik. What’s New about the New Economy? Sources of Growth in the Managed and Entrepreneurial Economies. Industrial and Corporate Change. 2001. No. 10 (1). P. 267-315; https://academic.oup.com/icc/article-abstract/10/1/267/736973.
[6] Более 50% – см. статистику ниже.
[7] Thuri, A. R. 1996, «Small firms, entrepreneurship and economic growth,» in P. H. Admiraal (ed.), Small Business in the Modern Economy, Oxford: Blackwell Publishers, 126-152.
[8] Там же.
[9] Audretsch David B., Roy Thurik. What’s New about the New Economy? Sources of Growth in the Managed and Entrepreneurial Economies. Industrial and Corporate Change. 2001. No. 10 (1). P. 267-315; см.: https://academic.oup.com/icc/article-abstract/10/1/267/736973.
[10] См. У. Чан Ким, Р. Моборн. «Стратегия голубого океана».
[11] Немецкий социолог М. Спикер: «Всеобщее благо зависит непосредственно от предпринимателя». Цит. по: Werhahn, Peter H. Der Unternehmer. Seine Okonomische funktion und Gesellschaftspolitische Erantwortung / Editor: ORDO SOCIALIS Paulinus-Verlag, Trier, 2. Auflage 1990.
[12] О необходимости «реиндустриализации» России много говорят эксперты, см., например: «Мы ничего не производим» https://expert.ru/expert/2012/47/myi-nichego-ne-proizvodim.
[13] По данным Организации экономического сотрудничества и развития.
[14] Около 40% основных фондов (основного капитала) в России находится в собственности государства, что усиливает власть бюрократии. Частная собственность сильно сконцентрирована: 50 человек контролируют компании, производящие примерно десять процентов ВВП России. Подробнее о причинах этого – см. главу «Динамика элит и госкапитализм в России».
[15] Провел ВЦИОМ вместе с партией «Новые люди» в 2021 году, см.: https://wciom.ru/presentation/prezentacii/izuchenie-obshchestvennogo-mnenija-grazhdan-rf-po-voprosam-predprinimatelskoi-dejatelnost).
[16] Доклад бизнес-обмудсмена Бориса Титова от 2021 года, см.: https://www.interfax.ru/russia/777523.
[17] Подробнее см. главу «Между бедностью и богатством. Как построить мост над пропастью».