При работе с компетенциями, проявляемыми в различных видах деятельности, стала очевидна зависимость уровня их проявления от различных типов мышления. Например, аналитическая деятельность требует компетенций анализа, а те, в свою очередь, подразумевают наличие аналитического мышления, куда входят логическое, системное и некоторые другие протоколы мышления. Если же перед нами встают креативные задачи, то нужен другой набор компетенций, который часто апеллирует к образным типам мышления. Изучение же вопросов, связанных с функционированием (включением) тех или иных типов мышления, привело к появлению такого понятия, как ресурсное состояние.
Ресурсное состояние характеризуется различными типами физиологической и психологической организации человеческого организма для осуществления разных видов деятельности. Например, когда мы пишем бухгалтерский отчет или играем в шахматы, нам требуется максимальное сосредоточение, потому что важно не допустить ошибку, которая приведет к фатальным результатам. Если же мы участвуем в мозговом штурме, один из принципов которого – запрет на критику на этапе набрасывания идей, то мы расслаблены, склонны к шуткам или мечтательным поворотам собственной мысли, какая-то «ошибка» в рассуждениях не фатальна и допустима. Если мы посмотрим за напряжением различных групп мышц в этих разных случаях, то убедимся, что они различны, так же, как и активация различных зон головного мозга. Умение входить в то или иное ресурсное состояние для соответствующих видов деятельности – важный залог для развития соответствующих типов мышления и в итоге для проявления соответствующего набора компетенций, связанного с успешностью деятельности.
Индустриальная система образования игнорировала понятие ресурсного состояния, так как готовила людей к однотипному виду деятельности на конвейерном производстве и не нуждалась в описании разнообразных видов возможной деятельности и составляющих их успешности. Собственно, наша массовая система образования знает лишь два основных типа описания ресурсных состояний, характеризуемых фразами «Сосредоточьтесь, у вас сейчас контрольная» и «Вы свободны – перемена»[1]. Определенное ресурсное состояние требуется на лабораторных или в проектных типах деятельности, но у них нет даже каких-то семантических маркировок. Все это говорит о том, что тема ресурсных состояний не была в фокусе внимания индустриальной системы образования. На сегодняшний день нет даже семантического ряда, описывающего их типы (включая описанные выше игру в шахматы или мозговой штурм). Работа над этой темой – авангардное направление сегодняшнего дня, как и работа над типологиями мышления и уж тем более выявление корреляции одного с другим, а также компетенциями и разными видами деятельности.
Нельзя сказать, что человечество вообще никогда не занималось данной тематикой. Определенные типы описания и обобщения имеющегося опыта, связанного с вхождением в различные ресурсные состояния, существуют в разных театральных школах (но часто даже не осознаются в качестве подобной тематики), восточных образовательных традициях (йога, восточные школы единоборств и так далее), религиозных практиках, а также физиологических и психологических направлениях научной деятельности, часто связанных с работой над инклюзией (в узком понимании термина как обучения инвалидов). Все эти направления выработали свою терминологию и подходы к работе над ресурсными состояниями, но обобщений данного опыта из всех этих сфер человеческой деятельности, и уж тем более переработки этих обобщений для внедрения в систему массового образования, мы пока не видели.
Тем не менее опыт и практики перехода из одного ресурсного состояния в другое становятся все более востребованными при изменении характеристик на сегодняшнем рынке труда, где автоматизация вытесняет конвейерный тип личности. В некоторых организациях (например, так называемых «бирюзовых») способность широкого круга сотрудников переходить к разным типам деятельности, а не выполнять одну строго определенную функцию, как это свойственно для индустриальных организаций, объявляется нормой. Соответственно, подчеркивается, что люди, работающие здесь, – это новые люди – носители новых поведенческих паттернов и обладающие потому непривычными для индустриального мира характеристиками. Одна из таких характеристик – способность быстро переходить к разным ресурсным состояниям при смене характера деятельности.
Мы считаем, что необходимые сегодня изменения в образовании не должны игнорировать эту тематику. Освоение различных практик разных ресурсных состояний наряду с освоением различных типов мышления и необходимых наборов компетенций, связанных как с новым социотипом, так и с различными предметными областями, представляется нам той целью, к которой должны стремиться обозначенные выше изменения.
[1] В младшей школе еще присутствует считалочка «мы писали, мы писали – наши пальчики устали, мы немного отдохнем и опять писать начнем» с одновременной гимнастикой пальцев, но к старшей школе и это ресурсное состояние исчезает.