Распространение скидочных карт, накопление баллов и оплата ими при торговых операциях характерны для новых экосистем, которые активно строят сегодня новые гибридные корпорации (в России это, например, группа Сбер – неслучайно она отказалась от названия «Сбербанк», понимая, что ее развитие уходит далеко за рамки чисто банковской деятельности, – или группа «Яндекс»). Вероятно, вскоре это станет характерным и для экосистем различных сообществ. Уже сейчас время от времени появляются попытки введения собственных криптовалют соответствующими группами, но пока эти попытки пресекаются государством, стремящимся удержать монополию на выпуск и контроль денежных единиц.
Удерживать эту монополию становится все сложнее, так как цифровизация позволяет использовать скидки и льготы как замену денежных единиц. Введение клубных карт на базе современных цифровых технологий, бартерный зачет услуг друг другу в рамках внутриклубных взаимоотношений позволяют производителям товаров и услуг выстраивать альтернативную систему экономических отношений, и, видимо, остановить этот процесс уже почти нереально. Как говорится, «не можешь победить – возглавь!» Поэтому государству стоило бы не препятствовать этому процессу – это приведет лишь к отставанию в развитии экономической сферы, – а самому активно включиться в него, как на уровне совершенствования правовой системы, так и на уровне организации частно-государственного типа партнерств в сфере проведения социальной политики, опираясь на потенциал предоставляемых льгот со стороны различных социально-экономических экосистем.
Мы видим, как выстраивается новая архитектура социальных гарантий, в которой наряду с государством принимают участие гибридные предприятия и сообщества, объединенные в общие экосистемы. Интересно отметить, что характер предоставляемых скидок и доступ к тем или иным услугам основаны на рейтинговых системах, где наличие рейтинга становится не менее важным фактором, чем наличие денег. Рейтинг же начисляется на основе доверия/уважения со стороны сообщества к его членам, которое формируется в результате совместной деятельности. Мы видим, как зарождается новый принцип распределения товаров и услуг, базирующийся на цифровых платформах, социальных сетях, открытости и возможности коллективной оценки заслуг каждого со стороны членов различных сообществ, корпораций и государства. Этот тип отношений даже получил специальную маркировку: «рейтинговая экономика».
Также получил распространение мем «экономика даров», отражающий стремление передавать друг другу услуги или товары бесплатно, когда также в некоторых случаях набирается рейтинг отдельного человека в зависимости от количества подобных транзакций (например, отдельные сервисы и культура торрентов). Это тоже свидетельство появления новых трендов, которые затрагивают начинающуюся трансформацию сферы распределения.
Дальнейшее развитие этой трансформации и закрепление новых культурных практик в сфере экономического распределения или обмена пока сдерживает низкий уровень зрелости со стороны сообществ. Рост зрелости, дальнейшее распространение цифровизации и даже наступающий экономический кризис (когда «спасение утопающих становится делом самих утопающих») – все эти факторы будут способствовать эволюции сферы распределения и обмена в указанную выше сторону.