ТИПЫ КООПЕРАЦИИ

При изучении различных сообществ и типов взаимодействия как внутри сообществ, так и между ними можно выделить разные типы кооперационных взаимодействий. Социогенез, связанный с построением специфических типов деятельности, в том числе и в области экономических отношений, с опорой на разные типы кооперации, динамично развивается в зрелых сообществах, которые становятся инкубатором для этих отношений.

В идеальном случае рыночное партнерство компаний и частных предпринимателей осуществляется на равных, но на практике, особенно при взаимодействии внутри социальных гибридов, это не совсем равноправное сотрудничество. Обычно доминирует головная организация – наиболее крупный из партнеров.

Тем не менее и в этом случае можно говорить о партнерстве, так как отношения между агентами все равно отличны от классического капиталистического типа взаимодействия (покупки рабочей силы). Уровень отчуждения в работе младших партнеров тоже существенно ниже, чем в традиционном капиталистическом мире.

Идеальный тип кооперационного партнерства встречается на практике и чаще всего фиксируется при взаимодействии внутри сообществ или в рамках экосистем социального предпринимательства. Для примера можно выделить следующие типы таких типов кооперационного взаимодействия.

Импакт-инвестирование, или инвестирование влияния (impact investing)[1], находится на стыке технологий, финансов и социального предпринимательства, иными словами, это инвестиции, которые содействуют социальным изменениям. Это вложения в компании, организации, фонды, имеющие целью (наряду с получением дохода) воздействие на социальные факторы или окружающую среду. Инвестор сохраняет за собой собственность на активы и рассчитывает на получение финансового дохода как по рыночным ставкам, так и по ставкам ниже рыночных[2]. На расширяющихся рынках идет совместное промотирование мифологемы сходных продуктов, которые выводят на рынок партнеры. Хорошим примером здесь будет комитет Кольбера, основанный в 1954 году и объединяющий 75 престижных французских торговых домов, которые производят предметы роскоши, и культурных учреждений. Этот комитет и эффективно достигает маркетинговых целей, и выполняет функцию «мягкой силы» (soft power) – продвижения традиционной французской культуры и поддержания/улучшения имиджа Франции в мире.

Кластерный тип кооперации[3]: взаимодействующие партнеры – каждый в своей цепочке разделения труда, из которых состоит их процесс производства, – выделяют элемент, который нерентабелен в рамках их рыночной ниши и того объема продаж, который они осуществляют, но остается общим, и используют его в складчину, распределяя время пользования и определяя правила этого пользования.

Такой тип кооперации использовали, например, крестьяне в конце XIX и в начале ХХ века при содержании одной на всех мельницы с развитием маслобойного производства и сбыта сливочного масла с вывозом из Сибири в Англию. Сегодня этот тип может объединять даже представителей разных отраслей, использующих один и тот же элемент в своих производственных цепочках.

Ресурсная цепочка: партнеры передают друг другу ресурсы (часто бескорыстно и безвозмездно), появившиеся после реализации их проектов как сопутствующий эффект при достижении собственных целей, которые они не способны использовать самостоятельно (социальные связи, волонтеров, новые технологические решения и так далее).

Сложение компетенций: партнеры, обладая разными компетенциями, создают совместный проект, который обеспечивает их необходимыми для дальнейшего расширения ресурсами (провели общий фестиваль, получили клиентов или нужные связи, продвинули бренды, расширили линейку товаров или получили возможность открыть новые подразделения и так далее).

Фондирование: создается общий фонд для финансирования направления, выгодного всем участникам партнерства (самый известный тип кооперации). Комитет Кольбера будет хорошим примером и этого типа кооперации.

Стягивающая технология: партнеры кооперационного взаимодействия одновременно внедряют новую технологию или продукт, которые заметно активизируют контакты внутри участвующих сообществ. Это приводит к резкому росту продуктивной деятельности всех участников партнерства. (примерами могут служить различные продукты от мостов до IT-сервисов).

Сквозная траектория: в кооперации различных партнерств набирается «полнота» товарной линейки для привлечения достаточной массы клиентов, обеспечивающих рентабельность экономической деятельности всех участников партнерства (примером может служить экосистема компании «Яндекс»).


[1] В русском языке принят термин «социальные инвестиции». Впервые это определение было использовано крупнейшим фондом The Rockefeller Foundation в 2007 году. Тогда благотворители определили, что бизнес должен заниматься социальным инвестированием в крупных масштабах.

[2] Определение профессора НИИ ВШЭ Н. Ивановой.

[3] Описан О. Григорьевым в книге «Эпоха роста».


Автор: admin · 26.05.2021 · НОВЫЕ ЛЮДИ, НОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ, НОВЫЕ ИНСТИТУТЫ

Оставить комментарий