Бурное развитие сообществ, вызванное ростом информационных технологий, формирует совершенно новое пространство общественного устройства с совершенно новым уровнем разнообразия. Сообщества как форма социальной организации существовали и ранее. Но обществу в целом не был присущ такой высокий уровень разнообразия, который присутствовал в городах.
Но с ростом урбанизации в мире в последние полсотни лет стал расти и уровень разнообразия внутри городов. Это связано и с концом индустриальной эпохи, склонной к унификации, и с коммуникационной революцией, подарившей человечеству интернет.
Именно высокий уровень разнообразия формирует предпосылки для перехода к экосистемному типу управления: разнообразие – один из признаков процветающей экосистемы. Без его достаточного уровня невозможно ни существование экосистем, ни использование их как социальных инструментов в преодолении очередных вызовов, стоящих перед человечеством, и решении задач нового уровня сложности.
Сохранение баланса между унификацией, на которой строится техносфера Земли, и разнообразием, необходимым для дальнейшей эволюции ноосферы, – не такая уж легкая задача в современном мире, где эффективное бесконфликтное сосуществование большого разнообразия различных культурных форм еще неустойчиво.
Более того, нарастающий кризис фазового перехода провоцирует расколы этнического поля и другие линии разлома цивилизации, увеличивает степень агрессивности этих культурных форм по отношению друг к другу и способствует сокращению разнообразия в связи с непримиримостью сталкивающихся сторон. Непримиримость подпитывается нарастающей деградацией и возвращением опасных социальных реликтов (например, нацизмом), а также образованием откровенных социальных химер – ошибочных конструкций, заводящих человечество в тупик.
Невозможно сохранить все культурные формы, появляющиеся в эпоху фазового барьера. Их количество сократится – как в случае преодоления фазового барьера, так и в случае отката назад, к более просто организованному социальному пространству индустриальной эпохи.
Другая опасность для сохранения нужного уровня разнообразия исходит от разрастания бюрократического аппарата, вызванного страхом элит потерять управление, который становится все более очевидным при нарастании кризиса фазового барьера. Бюрократия по своей природе плохо переносит разнообразие, которое требует разных подходов и применения творчества в работе, и, наоборот, склонна к сведению управленческих реакций до вполне ограниченного набора шаблонов.
Все-таки соответствующий стиль управления оформился еще в древнюю эпоху (Месопотамия рубежа III и II тысячелетия до нашей эры), когда мир был бесконечно далек от сегодняшнего уровня сложности и разнообразия, и потому культурные практики бюрократического управления опираются на простые и однообразные шаблоны в принятии решений и стереотипы их воплощения. С разрастанием кризиса фазового барьера бюрократический натиск будет возрастать, способствуя падению уровня разнообразия существующих сегодня культурных форм. Очевидно, что наращивание разнообразия, которое компенсирует неизбежное его падение в эпоху фазового барьера, требует внимания к тем социальным форматам, которые способны его нарастить. Именно такие форматы социальной организации и представляют собой сообщества. Существуя и развиваясь, как и экосистемы, но будучи более просто устроенными и потому легче воспроизводимыми, они склонны к «скрещиванию и размножению», к «мутациям» и эволюции. Это делает сообщества способными к наращиванию разнообразия в условиях его неизбежного сокращения. Такую черту сообществ, крайне важную для социогенеза, необходимо учитывать, защищая сообщества от бюрократического пресса и поддерживая ресурсами и знаниями.