Под сферой экономики, как правило, понимают пространство и типы организации производства и обмена. Человечество развивает и обустраивает и другие сферы своей деятельности: науку, искусство, воспитание детей, зависящие от экономики (и наоборот), но все-таки они развиваются по другим законам и описываются иными моделями, отражающими соответствующее бытие человека. Разные модели также присущи и описанию экономической сферы, так как исторически она представляет собой разные типы.
Например, соотношение производства и обмена менялось в разные эпохи. Так, историки используют термин «натуральное хозяйство», говоря о ситуации, когда производители потребляли то, что произвели внутри своей общины самостоятельно, а торговля (обмен) между общинами сводилась к минимуму, была слабо развита специализация. В дворцовых хозяйствах древних государств, например Шумера, натуральный продукт вроде ячменя и пива централизованно распределялся между рабочими отрядами в виде пайков, о чем сохранились клинописные таблички. Внешняя торговля в те времена распространялась лишь на предметы роскоши и стратегические товары: в эпоху бронзы – олово и медь, позже – железо. Натуральное хозяйство в Европе доминировало вплоть до середины XIII века, рыночные отношения потеснили его лишь с началом бурного роста городов. Таким образом, мы видим, что экономика – это более широкое понятие, чем рынок.
В эпоху натурального хозяйства рынок присутствовал лишь в незначительном виде по сравнению с последующей капиталистической эпохой, но экономика существовала, просто другая, нерыночная. Хозяйствование как форма организации производства и обмена было присуще и СССР. Даже на уровне отдельных предприятий и ведомств могли функционировать детские сады, больницы и другие объекты социальной сферы, малоприбыльные или даже нерентабельные в рыночной логике, но необходимые с точки зрения логики хозяйствования и поддержки имеющегося уровня жизни работников.
Рынок также менялся со сменой эпох и поэтому описывается разными моделями. Эпоха раннего капитализма хорошо описана моделями так называемого свободного рынка, где цены на товары формируются равновесием между спросом и предложением. При переходе к фазе монополистического капитализма (индустриализма) такая модель начинает давать сбои, потому что монополии существенно искажают это равновесие и могут злоупотреблять своим положением. Отсюда появляется необходимость в других моделях описания экономического пространства, в регулировании рынка, в антимонопольном законодательстве и антимонопольных государственных службах.
В этих разных моделях рыночного устройства, и уж тем более при внерыночном хозяйствовании, действуют управленческие культуры, ставшие следствием различного обустройства и протекания экономических процессов внутри общества. Обычно изменения в протекании этих экономических процессов фиксируют на уровне появления новых трендов. Экономика как сфера человеческой деятельности – динамичная субстанция.
Если мы хотим быть успешными в будущем, нам необходимо вовремя отслеживать объективно возникающие экономические тренды, связанные с развитием общества в целом, определять новые явления и процессы, отбрасывать устаревшие модели описания и создавать новые, в конечном итоге меняя управленческие практики на более современные. Именно такая смена опорных моделей, описывающих изменения экономического пространства, которые происходят в мире, а также изменения в культуре управления экономической сферой назрели сегодня. Опора на старые модели неизбежно заводит нас в тупики, наращивая степень социального и экономического кризиса, охватывающего постепенно весь мир в целом и Россию в частности.
Экономика в информационную эпоху характеризуется новыми факторами: неограниченным доступом к знаниям, которые существенно сокращают расходы на производство продукции и делают его более гибким, появлением у продуктов нематериальной, «символической» стоимости (и брендов как носителей этой стоимости, а также «экономики впечатлений», имеющей дело, в первую очередь, с вниманием людей), переходом к сетевым структурам организации. Об этих трендах пишут известный американский социолог и футуролог Э. Тоффлер, предприниматели и исследователи в области маркетинга Дж. Гилмор и Дж. Пайн, социолог М. Кастельс. Новая экономика характеризуется и тем, что на смену заводскому работнику приходит работник интеллектуальный. Социолог Д. Белл называет его «работником знания» (knowledge worker), Тоффлер говорит о новом классе – когнитариате – как классе людей, занятых умственным, творческим, неавтоматизируемым трудом. Сегодня мы видим, как это понятие расширяется: все больше людей становятся блогерами, основная деятельность которых – производство полезного информационного контента, образов, знаков и смыслов.