Чтобы провести страну через кризис смены эпох, новым людям нужно эволюционировать в мощную общественную силу. А для этого им необходимы экономические рычаги. Российское предпринимательство сегодня обескровлено недостатком денег в экономике: без этой «смазки» тормозит бизнес, а за ним и социальные процессы формирования сообществ.
С программой «Экономика роста» «Столыпинского клуба»[1] нельзя не согласиться как минимум в одном: нынешняя экономическая политика в России, которую проводят правительство Российской Федерации и Банк России, никак не помогает ей развиваться темпами хотя бы на уровне среднемировых, а лишь вводит ее в застойное состояние.
Первая и самая главная проблема – в поддержке бизнеса, хотя правильнее будет все же сказать, что государство должно не поддерживать его, а отойти в сторону и не мешать: именно по такому принципу живут все успешные мировые экономики.
Российский госкапитализм с его фиксацией на госзаказе совершенно неэффективен с точки зрения генерации добавленной стоимости. Он (что в советском, что в постсоветском вариантах) обещает обществу блага, но на деле это благо не приносит, часто начиная нести убытки. Это происходит во многом потому, что в корпоративной системе происходит сбой мотивации, связанный с отсутствием конкуренции и какой-либо отчетности перед обществом. Процессами и активами по факту управляет чиновник, для которого единственным регулятором его деятельности становится его непосредственное руководство в структуре властной вертикали. А рынок и общественный запрос на нее никак не влияют.
При этом в госкомпаниях всегда очень высокий уровень коррупции: это вполне естественно, так как государственные монополии работают на неконкурентном рынке (яркий пример – «Роскосмос», бездонная бочка для бюджетных сливов). Повысить экономическую эффективность госпредприятий могла бы их частичная передача в частные руки.
В конкурентную среду предпринимательского сообщества следует передать и другие отрасли, в которых может более активно генерироваться добавленная стоимость и более активно развиваться человеческий капитал, например, создать больше возможностей для бизнеса в образовании и здравоохранении. Функция же государства – предоставлять условия для развития бизнеса: обеспечивать защиту прав собственности, гарантировать устойчивые экономические условия.
Начать стоит с очевидного кризиса ликвидности предприятий. В этом действительно может помочь наращивание денежной эмиссии через кредитование малого и среднего бизнеса, что в целом соответствует общемировой практике: согласно данным Банка Англии, еще в декабре 2013 года примерно 97% денежной массы в экономике составляли банковские депозиты, большей частью созданные самими частными банками как результат кредитования[2].
Одна из проблем состоит в высокой стоимости кредитов для бизнеса. Кредиты, выданные на длительный срок (которые как раз и интересны бизнесу не для оперативного пополнения оборотных средств, а для долгосрочных инвестиций в собственное развитие) выдаются под 7,5%, а часто – под гораздо более высокий процент[3] (в то время как даже льготная ипотека на новостройки составляет 6,5%, притом что частное лицо, берущее ипотеку, – в целом более рисковый клиент, чем юридическое лицо). И в этой ситуации Банк России принимает решение вернуться к повышению ключевой ставки ради таргетирования мнимой нынешней инфляции в 5,6%, хотя на самом деле наблюдаемая инфляция в России гораздо выше. Проще говоря, ЦБ уничтожает возможности для эмиссии через кредитование бизнеса ради борьбы с изначально неверным макропоказателем. Стоимость займов связана и с большим количеством «плохих» долгов, которое можно было бы снизить с помощью более грамотной и тщательной работы банков с клиентами.
Еще одной перспективой для развития бизнеса становится активная экономическая позиция людей, которые могут помочь ему с кредитованием, создавая своего рода новую социально-экономическую экосистему. Люди уже осознали выгоды, которые могут принести инвестиции в инструменты фондового рынка[4] в сравнении с банковскими депозитами, которые уже на протяжении нескольких лет дают доходность на уровне инфляции или даже ниже. Как известно, рост капитализации компании, торгующейся на фондовой бирже, позволяет ей привлекать гораздо большие объемы кредитов от коммерческих банков, при этом ставка для них становится ниже. Так что в этом смысле расширение налоговых льгот для российских частных инвесторов может значительно облегчить жизнь бизнеса, ведь деньги россиян перестанут лежать на банковских депозитах и в банках в прямом смысле – «храниться под матрасом», а начнут работать как на самих людей, так и на предпринимателей (в качестве конкретных предложений – полная отмена или кратное снижение налога на дивиденды или их определенный объем (дивидендные стратегии – наименее спекулятивные из всех), повышение верхней планки объема инвестиций для получения возврата по НДФЛ с нынешних 400 тысяч рублей по индивидуальным инвестсчетам типа А и расширение налоговой базы, по которой можно осуществлять такой возврат, например, – добавить к ней предшествующие открытию счета три-пять лет, так как в основном люди будут вкладывать деньги, заработанные ими в предыдущие годы, а не в год открытия брокерского счета).
Повысить объемы финансирования бизнеса можно и через легализацию эмиссии криптовалютных активов частными лицами. Существует такая категория этих активов, как DeFi-токены, которые представляют собой платформы децентрализованного финансирования бизнес-проектов. Многие эксперты крипторынка полагают, что за этой технологией будущее, так как она способна стать реальной альтернативой существующей схеме банковского кредитования, и сделать финансовые средства более доступными (в том числе и по стоимости обслуживания долга) для широкого круга предпринимателей.
Вместе с тем нужно избавить людей от страха перед открытием собственного бизнеса за счет законодательного закрепления более комфортных условий для ведения предпринимательской деятельности. В первую очередь – снижение совокупной налоговой нагрузки на бизнес. Далее – оформление на законодательном уровне как минимум десятилетнего моратория на изменения налогов и внедрение квазиналоговых платежей. Третье – временный мораторий или полный запрет на применение статьи 159 УК Российской Федерации («Мошенничество») для всех юридических лиц. Как более смелый вариант – полная реформа УК и разделение его на две части: исключительно гражданскую и исключительно предпринимательскую.
Еще одна важная мера – снятие запрета на занимаемые руководящие должности в течение определенного срока для предпринимателей, проходящих процедуру банкротства. Предприниматель даже в случае неудачи должен иметь право сразу после этой процедуры начать новое дело с учетом негативного опыта, полученного в результате банкротства предыдущего предприятия. Последний, но крайне важный тезис – реформа судебной системы. В России должны появиться суды, которые работают исключительно по делам, связанным с предпринимательством, и при этом в их юрисдикцию не входят гражданские дела. Решения в таких судах должны приниматься арбитрами – экспертами по предпринимательской деятельности, причем у них не должно быть профессионального прошлого, связанного с работой в силовых структурах или российских судах, занимающихся рассмотрением иного рода дел. При этом законом должна быть закреплена возможность приглашать в качестве арбитров граждан других стран с общепринято справедливыми практиками арбитража в отношении бизнеса. Разумеется, аргументом против этого будет мнимая национальная безопасность судов, однако на практике российские предприниматели и так предпочитают судиться за рубежом[5].
[1] Доклад «Экономика роста», см.: http://stolypinsky.club/economica-rosta/.
[2] Отчет Банка Англии по мировой денежной эмиссии, см.: https://www.bankofengland.co.uk/-/media/boe/files/quarterly-bulletin/2014/money-creation-in-the-modern-economy.pdf.
[3] Статистика по процентным ставкам кредитов в рублях Банка России, см.: https://cbr.ru/vfs/statistics/pdko/int_rat/loann.xlsxs_nonfi.
[4] Число новых инвесторов на Мосбирже в 2020 году составило пять миллионов человек и выросло до 8,8 миллиона. То есть за год их стало больше, чем за все существование ММВБ. См.: https://www.moex.com/n32140.
[5] Россияне вошли в топ-5 самых активных спорщиков в британских коммерческих судах. Консалтинговое агентство Portland изучило тяжбы в коммерческом суде Англии и Уэльса (London Court of International Arbitration, LCIA) и выяснило, что по числу споров русские делят четвертое место с Индией, на третьем месте – Казахстан, на пятом – Кипр. Первое и второе места заняли британцы и американцы соответственно. См.: https://rg.ru/2019/10/07/predprinimateli-predpochitaiut-suditsia-za-rubezhom.html.