Мы перечислили некоторые шаги, способные помочь уменьшить количество бедных и в среднем существенно повысить качество жизни людей. Как же можно увеличить число богатых? Чтобы совершить прорыв на новый уровень дохода и к новым возможностям развития, нужно начать с главного: с возврата экономических рычагов людям, со снижения давления на предпринимателей и развития горизонтальных социально-экономических экосистем.
Чтобы наша страна стала конкурентоспособной в новом глобальном мире, люди должны получить возможности и инструменты для самореализации и заработка: из режима выживания людям надо дать возможность переключиться в режим самокапитализации.
Как это сделать?
Во-первых, при помощи образования. Именно оно дает возможность хорошего старта. На наш взгляд, прежде всего образование должно формировать новый тип людей – активных и творческих, нацеленных на созидание и сотрудничество, способных создавать свое дело и в целом занимать акторскую позицию внутри любой организации. Одной из мер могло бы стать предпринимательское образование, о котором речь шла в главе «Новые навыки для новых вызовов. Базовая грамотность». Такое введение новой базовой грамотности стало бы отличной инвестицией в будущее страны.
Во-вторых, развивать сообщества и экосистемы с новыми типами экономических отношений и взаимопомощью. Стимулировать рост уровня жизни могло бы повышение ликвидности вместе с новыми формами обмена внутри экосистем сообществ. Сегодня люди способны и готовы оказывать друг другу разного рода услуги, однако для оплаты этих услуг у них попросту не хватает средств. Способом повысить ликвидность могло бы стать расширение операционной среды за счет цифровой эмиссии внутренней валюты в виде баллов, скидок, криптовалют и так далее[1]. Тем же самым можно решить и проблему необходимости повышения внутреннего спроса на товары и услуги, что положительно скажется на работе частного бизнеса.
В-третьих, форсировать долю предпринимательской экономики, о чем речь велась в главе «Богатство стран. Предпринимательство и добавленная стоимость». Сама по себе такая реструктуризация экономики и создание крепкого внутреннего потребительского рынка повысит общее благосостояние людей. Это не только новые рабочие места, но и возможность избежать инфляции и утекания финансовых потоков из страны (как это происходит сейчас, учитывая, что на рынке представлены в основном импортные товары).
Эта мера подразумевает снижение налогового бремени. Выгодными налоговыми условиями могли бы стать, например, отмена НДС и налога на прибыль, а также выплат в социальные фонды, которые осуществляются с заработной платы, и введение общего налога с оборота – с постепенным понижением до пяти процентов. Это могло бы стать хорошим фундаментом для нового общественного договора. Получив прозрачные и выгодные условия, бизнес мог бы взять на себя обязательства по выходу из тени и повышению заработной платы (которая станет «белой» и менее дорогой для предпринимателя) сотрудникам. Тем более что инвестирование в человеческий капитал в его же собственных интересах: это как раз одна из тех важных инноваций, которые лежат в основе экономической эффективности, роста производительности труда, улучшения качества производимых товаров и услуг. В целом, согласно исследованиям, именно предпринимательская экономика способна наиболее активно создавать новые рабочие места и сочетать высокий уровень занятости с высоким уровнем зарплат[2].
Существенный рост зарплат приведет к росту объемов потребления товаров и услуг и еще большему расширению объемов внутреннего рынка и генерации добавленной стоимости. Будет возникать все больше новых бизнесов, ориентированных на потребителя. А согласно «Новой торговой теории» (NTT) американского экономиста и лауреата Нобелевской премии по экономике 2008 года П. Кругмана, рост объемов внутреннего рынка напрямую взаимосвязан и с объемом экспорта (в качестве примера можно привести Китай), что крайне важно для экспортно ориентированной российской экономики.
Перезапуск российской экономики, который позволит сделать людей богаче и приведет к появлению крепкого среднего класса, позволит преодолеть долгосрочный негативный тренд в спросе на товары и услуги. Так, в 2019 году директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН академик Б. Порфирьев отмечал, что оживить товарооборот в стране не получается из-за очень низких инвестиций в человеческий капитал, то есть в образование, науку и здравоохранение. В России эти инвестиции в два-три раза ниже, чем в странах G7[3].
Потенциал улучшения общего уровня жизни людей и появления крепкого среднего класса, знающего о возможностях гражданского активизма, за пределами обеих столиц еще и в том, что они могут стать активным политическим субъектом в процессе трансформации регионов. Рост политической субъектности на местах, улучшение уровня жизни приведут к возникновению местных экосистем, сильных локальных сообществ, в которых будут состоять люди с активной жизненной позицией, а также социальных бизнесов и гибридных типов компаний, делающих проекты нарастающей сложности. Власть и влияние будут сосредоточиваться у этого нового среднего класса, а гражданский активизм станет культурной нормой, как и взаимная помощь.
[1] Подробнее об этом см. главы «Деньги – кровь экономики» и «Гибриды, сообщества и скидки».
[2] Audretsch David B., Roy Thurik. What’s New about the New Economy? Sources of Growth in the Managed and Entrepreneurial Economies. Industrial and Corporate Change. 2001. No. 10 (1). P. 267-315; см.: https://academic.oup.com/icc/article-abstract/10/1/267/736973.
[3] Академик РАН подробно рассказал о структурных проблемах российской экономики, особенно выделив слишком низкий объем инвестиций в человеческий капитал; см.: https://ria.ru/20191124/1561469566.html.