ОБЩЕЕ ДЕЛО. КОМЬЮНИТАРИЗМ В РОССИИ И НА ЗАПАДЕ

Комьюнитарная идея – одна из ключевых для человеческой цивилизации, ответ на вопросы о смысле и способах сосуществования людей. Это течение политической философии говорит о важности сообществ и органических связей внутри них для жизни общества в целом, постулируя, что ценность человеческой личности не должна идти вразрез с «общим благом», а гармоничная встроенность индивида в общественные отношения не менее важна, чем индивидуальные права и свободы.

В том или ином виде эта идея существует с древних времен и встречается у великих мыслителей: Аристотеля, Фомы Аквинского, Гегеля, К. Маркса, Л. Толстого и многих других. Возникновение комьюнитаризма как политической философии и идеологии чаще всего относят к 80-м годам XX века. Он появился в Великобритании и США во многом как критика западного либерализма и капитализма и лежащих в их основе радикальных идей свободы и разрушающего общество эгоцентризма[1]. Основной тезис западного комьюнитаризма состоит в том, что политика прав и свобод в западных обществах должна быть дополнена политикой ответственности и обязанностей. Эта философия предлагает изменить господствующий культурный код западным либеральным демократиям, которые так же, как и Россия, столкнулись с фазовым барьером и опасностью разрушения социальной ткани.

В то же время комьюнитаризм – органичная часть русской традиции: о соборности, «роевом начале» писали Л. Толстой, Вл. Соловьев, Н. Федоров, А. Хомяков и многие другие. Сам термин впервые использовал русский философ Н. Бердяев[2]. Бердяев писал о важности различия между коллективизмом и «комюнотарностью». Второй термин, по мнению Бердяева, не указывает на признаки «принудительной эгалитарности», в отличие от первого: «В коллективизме человек перестает быть высшей ценностью, комюнотарность и соборность всегда признают ценность личности и свободу. Комюнотарность есть духовное начало людей, общность и братство в отношениях людей, и она совсем не означает какой-то реальности, стоящей над людьми и ими командующей».

Комьюнитаризм и в русской, и в западной традиции, по сути, предлагает третий путь между радикальным индивидуализмом и эгоизмом, свойственными либерализму, и радикальным, даже принудительным коллективизмом, каким его знало русское общество времен СССР. Либерализм с его взглядом на человека как на абстракцию, лишенную культурных, национальных и социальных черт, приводит к крайнему отчуждению людей и атомизации общества. В либеральной капиталистической модели оно представляет собой большой рынок, где множество «эгоистов» связаны лишь одним-единственным типом отношений: отношениями обмена. Радикальный коллективизм (конформизм) же, напротив, оборачивается подавлением личности и потерей важных ресурсов, которые личность черпает из собственной индивидуальности.

Комьюнитаристская альтернатива – это общество как органическая целостность, внутри которой возможны не только рыночные, но и другие типы отношений, основанные на общности интересов. Общество, пользующееся плодами человеческой индивидуальности, но и способное на заботу об общем благе на основании общих мировоззрения и ценностей. Для выживания человеческой цивилизации сегодня – на фоне структурных экономических кризисов, экологических и технологических вызовов – забота об общем благе должна оказаться выше эгоистических интересов, и только это парадоксальным образом позволит в полной мере раскрыть индивидуальные возможности, учесть индивидуальные интересы каждого.


[1] Это направление и разрабатывается в работах Ч. Тейлора, М. Сандела, Д. Белла, М. Уолцера, А. Этциони и других.

[2] Согласно автору книги «Высокий комьюнитаризм как русская идея» К. Мямлину.


Автор: admin · 26.05.2021 · ВЕК СООБЩЕСТВ

Оставить комментарий