СМЕНА КЛЮЧЕВОЙ ЦЕННОСТИ ЭПОХИ

Ключевые ценности эпохи – это те ориентиры, которых придерживается большинство людей и общество в целом, установки, которые разделяют большинство людей и которые не нуждаются в доказательствах.

С началом эпохи Просвещения в Европе такой ценностью стал культ знаний, воплощенный в знаменитом афоризме Ф. Бэкона: «Знание – сила». То, что знания – сами по себе благо, которое надо добывать и беречь, – аксиома мира модерна[1], одна из его черт. Даже если мы не знаем, как использовать полученное знание, сделать его прикладным, все равно его, как ценность, надо систематизировать, обобщить, создать соответствующие теории. Сам факт обобщения переводит знание в разряд фундаментальной науки, не менее ценной, чем прикладная, а в будущем эти знания об устройстве мира наверняка пригодятся и однажды приобретут прикладной характер.

Но до начала эпохи Просвещения знания и научная картина мира не были объектом культа на массовом уровне. Ключевой ценностью эпохи была вера, которая рассматривалась как универсальное средство спасения.

Сейчас, когда многие философы, исследующие мышление и культуру человечества на протяжении всего периода его существования, утверждают, что эпоха модерна уходит в прошлое, возникает вопрос: не произойдет ли очередной сдвиг ключевых ценностей эпохи и не займет ли место знаний что-то другое?

Грядущая перемена становится очевидной, когда молодые представители поколения Z[2], слушая рассказы о посвятивших свою жизнь поиску знаний, вдруг спрашивают: «А зачем?» Этот вопрос ставит в тупик представителей старшего поколения, воспитанных на идеалах общества модерна. Ценность знаний лежит в аксиоматике этого поколения. Подобный вопрос для них просто невозможен, но его появление у нового молодого поколения (пока только у Z) говорит о том, что аксиоматика эпохи модерна размывается.

Это вполне объяснимо: люди эпохи модерна жили в условиях дефицита информации, традиционный мир был очень медленным, а мир модерна ускорялся на глазах, и потому постоянно и вполне осознанно стремились к знаниям. Не только сбор знаний (наука), но и учеба (освоение знаний) культивировались в рамках этой эпохи. Сейчас, в эпоху информационной революции и постепенного распространения цифровых технологий в мире, наши современники, напротив, оказались в ситуации переизбытка информации. И когда стала актуальной защита от нее, необходимость в фильтрах превратилась во все более возрастающую потребность, а наличие самой информации стало нормой, а не ценностью, которую надо добывать, отстаивать и защищать.

Еще недавно было модно рассуждать о будущем как об информационном обществе, но поведенческие реакции поколения Z и его отношение к знаниям позволяют предположить, что ключевая ценность наступающей эпохи связана с чем-то другим. А наше стремление представить эту ценность как связанную с информацией и ее культом было скорее данью уходящей эпохе, отданной людьми эпохи модерна, так и не сумевшими выпрыгнуть из своей аксиоматики.

Культурологические наблюдения за молодым поколением позволяют предположить, что, вероятнее всего, новая ключевая ценность будет связана с самореализацией и творчеством, с культом творческого действия и общественным признанием. Этот вывод вполне согласуется с распространением субъектности (выраженной в активности, инициативности и ответственности, то есть в готовности принимать решения) в современном обществе, так как роль творца, созидателя требует субъектной позиции.

Это предположение согласуется и с фиксацией распространенных поведенческих паттернов поколения Z, когда выбор работы и жизненной траектории связан с возможностью творческой самореализации и ее общественным признанием.

Конечно, это пока гипотеза. Но ее подтверждений становится все больше. Сам факт смены ключевой ценности эпохи, если эта смена действительно происходит, свидетельствует о том, что в культурном пространстве современного социума возникает фундаментальный сдвиг. Он требует таких же масштабных изменений в организации деятельности человека (в том числе производственной) и в связанной с ней системе отношений (в том числе в управленческих технологиях).

Генезис этих отношений быстрее всего протекает в сообществах и социальных сетях, именно там распространяются новые поведенческие паттерны. Никакая ответственная политическая сила не может игнорировать этот контекст, и разумным шагом станет поддержка идущих в обществе социальных изменений, чтобы опираться на новые типы мотивации и ценностные установки, двигаясь в ногу со временем.


[1] Мира серии промышленных революций и развития культуры, связанной с культом науки и производства/индустрии.

[2] В России это те, кто был рожден на рубеже веков: около 2000 года.


Автор: admin · 25.05.2021 · НОВЫЕ ЛЮДИ, НОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ, НОВЫЕ ИНСТИТУТЫ

Оставить комментарий